Без рубрики // Колонка

Как стать богаче и свободнее, или Все про экономику образования

Чем экономически более развито общество, чем оно богаче, тем больше в нем свободного времени как ресурса развития его членов. При этом экономику (а она дама строгая и рациональная) не обманешь: если свободное время обществом «не заработано», то есть общество не достигло необходимого уровня богатства, то избыточное свободное время будет расходоваться неэффективно.

Как стать богаче и свободнее, или Все про экономику образования
Фото: opora62.ru

Экономика – это наука о ресурсах. К этому обычно добавляют – об «ограниченных ресурсах». Но дело в том, что экономическая деятельность снимает одни ограничения на ресурсы и создает другие. Важно то, что если в какой-то момент времени какой-то ресурс не ограничен (например, воздух), то он не попадает в поле зрения экономики.

Например, в Чили за счет солнечных батарей удалось обеспечить выработку такого количества электроэнергии, что оно превысило имеющиеся потребности, и электроэнергия стала бесплатной. Когда в Чили появятся новые потребности в электроэнергии, то она снова может стать ограниченным ресурсом и за нее придется платить.

Итак, экономика как наука занимается вопросами производства, распространения или распределения, а также использования имеющихся ресурсов.

Экономика образования, поскольку она экономика, рассматривает, с одной стороны, проблемы распределения и использования поступающих в систему (отрасль, сферу) образования ресурсов, а с другой, вопросы производства специфического ресурса – образованных людей. Когда говорят, что образование производит человеческий капитал, то это не совсем верно, так как в этом процессе задействованы еще как минимум здравоохранение и культура; и, кроме того, не любой образованный человек «превращается» в человеческий капитал. Но то, что образование самым активным образом участвует в производстве человеческого капитала, как и вообще современного человека, абсолютная правда.

В экономику входят и финансы. Часто можно услышать: «финансы и экономика, финансово-экономические вопросы» и тому подобное. Возникает впечатление, что финансы – это что-то отдельное от экономики. Это не так. Финансирование – это механизм «доставки» одного из многих ресурсов – денежного – экономическим агентам. В финансовой системе происходит и обмен денежных средств между экономическими агентами.

Просто в силу того, что деньги играют роль универсального ресурса, т.е. способны конвертироваться в другие экономические ресурсы – трудовые, материальные, информационные – финансам уделяется особое или повышенное внимание. При этом внимание к финансированию, т.е. к распределению, доставке или обмену денежного ресурса, очень часто отодвигает на задний план собственно экономику и понимание того, что происходит с ресурсами как в образовании в целом, так и в конкретной образовательной организации.

Создание (производство) образованных людей представляет собой сложный процесс, который может происходить в самых разных формах и нередко – за границей традиционной системы образования. И дело не только в развитии дополнительного образования детей и взрослых, непрерывного профессионального образования, хотя и это крайне важно и сейчас внимание к дополнительному образованию быстро растет. Происходит еще один процесс, о котором не говорят или говорят вскользь.

Чем экономически более развито общество, чем оно богаче, тем больше в нем свободного времени как ресурса развития его членов.

При этом экономику (а она дама строгая и рациональная) не обманешь: если свободное время обществом «не заработано», то есть общество не достигло необходимого уровня богатства, то избыточное свободное время будет расходоваться неэффективно. Например, в СССР «незаработанное» свободное время во многом поглощалось многочасовыми очередями, которые превращались не в пространство развития человека, а, скорее, в место его деградации.

Однако если свободное время в обществе появляется, то образование становится одним из важнейших механизмов его освоения: образовательный туризм, различные образовательные программы для пенсионеров (они не столько несут функциональную нагрузку, сколько обеспечивают расходование имеющегося у пенсионера времени), летние образовательные лагеря для детей (опять занятие их свободного времени, чтобы оно потреблялось с пользой). Наконец, самообразование – это то же использование имеющегося ресурса свободного времени, которое делает общество богаче.

Если не работает или плохо работает система непрерывного профессионального образования, то это косвенное свидетельство того, что экономика технологически слабо развивается: внедрение инноваций требует повышения квалификации работников или даже их серьезной переподготовки.

Когда повышают свою квалификацию мало работников, это означает, что технологический прогресс буксует или попросту отсутствует.

Важно и то, что если учитель или преподаватель вуза не включен в программы ДПО или их прохождение чисто формально, поскольку на них нет активного спроса, соответствующих ресурсов или мотивации (что также является ресурсом, но иного рода), то и система образования не развивается, в ней не появляются новые технологии и методики. Таким образом, образование становится (или не становится!) ресурсом для развития самого образования.

Кто-то спросит: «Зачем этот длинный экскурс в экономику образования? Лучше скажите, когда дадут больше денег на образование и поднимут зарплаты?» То, что заработную плату педагогическим работникам поднимают с 2012 года, как-то при этом не вспоминают. Между тем повышение заработной платы работников социальной сферы (учителей, воспитателей детских садов, врачей, медсестер, библиотекарей и других) привело, к сожалению, к тяжелому положению в экономике многих регионов, серьезно подорвав их ресурсную базу, но, что еще более важно, вызвало серьезную дифференциацию заработной платы в самом образовании. И в настоящее время почти 60% учителей недовольны оплатой их труда, хотя государство затратило на эти цели многие миллиарды.

В последние годы бюджетные расходы на дошкольное и школьное образование остаются стабильными, а падают в реальном выражении расходы на среднее профессиональное и высшее образование. Соответственно, если в систему образования поступят дополнительные средства, то встает вопрос, куда их направлять. Понятно, что в сложившейся ситуации их, скажем так, не очень эффективно направлять на повышение заработной платы педагогических работников, поскольку без изменения подходов к оплате труда внутри образовательных организаций это не даст желаемого результата.

Их, как представляется, не имеет большого смысла тратить и на повышение квалификации, так как в большинстве случаев оно формально, и учитель не получает нужных ему компетенций.

Другими словами, сначала надо поменять программы ДПО, а также подходы к их реализации.

Не исключено, что менять надо всю систему дополнительного профессионального образования педагогов, ибо сложившаяся не отвечает новым задачам. Но тогда надо четко ответить, какие задачи надо решать и какие результаты их решение принесет системе (сфере) образования, как оно изменит имеющиеся у нее ресурсы, ведь пока система ДПО на них практически никак не влияет.

Можно направить дополнительные средства на приведение в порядок материальной базы дошкольных образовательных организаций и школ, что является вполне разумной мерой, или начать строить ясли, поскольку ставится задача обеспечить раннее развитие детей (хотя, как представляется, скорее это связано со стремлением государства дать возможность матерям выйти на работу, так как численность рабочей силы у нас стала сокращаться). Но во многих региональных бюджетах пока свободных денег нет. Это значит, что деньги должен выделить федеральный бюджет. Как он будет это делать – большой вопрос.

Если пойдут на выделение дополнительных средств в рамках бюджетных трансфертов, то регионы вполне могут потратить их на повышение заработной платы: ведь эту обязанность с них никто не снимал. А можно принять новый Приоритетный проект и давать деньги через него, чтобы они пошли именно на благоустройство и на строительство новых школ и яслей. Тем более что строительный комплекс сейчас в силу кризисных явлений практически всюду в простое, поэтому загрузить его – это немного помочь регионам в решении не только проблем образования, но и социально-экономического развития в целом.

Но улучшение материальной базы детских садов и школ, строительство или приспособление зданий под ясли хотя и благотворно скажутся на системе образования в смысле условий, в которых будет происходить образовательный процесс или расти дети, но серьезных прорывов в качестве образования не обеспечит. А для этого, как нетрудно видеть из анализа, куда можно дать денег и к какому результату это приведет, придется делать реформы как образования, так и экономики. Хотим мы того или нет...


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube