Советским школьникам была хорошо знакома такая формулировка: «Издание исправленное и дополненное». То есть и тогда ошибки встречались. Другое дело, что с этим, очевидно, боролись. Но главный вопрос: как?
Ошибки были, есть и будут, и их надо выкорчевывать. Но означает ли это, что ради выкорчевывания обязательно нужно искать новые механизмы экспертизы?
Не проще ли бросить клич всем учителям, родителям, ученикам: «Нашли опечатку или ошибку? Присылайте! Мы сделаем все, чтобы издатель отреагировал».
Это и будет общественная экспертиза.
А функция РАО – дидактическая экспертиза, проверка учебника на соответствие психофизиологическим возможностям ребенка, чтобы в первом классе не поднимались вопросы уровня академиков или чтобы в одиннадцатом не разжевывали все, как для дошкольников. Конечно же, здесь не обойтись и без проверки на соответствие ФГОС, и нельзя не проверять учебники на соответствие международным требованиям: что они развивают - память или умение применять полученные знания? Была такая экспертиза после PIRLS, естественно, оказалось, что далеко не все наши учебники работают на развитие читательской грамотности.
В свою очередь РАН отвечает за экспертизу содержания учебника, проверяет его на соответствие современным представлениям о развитии науки. Это логично и обоснованно, хотя тут тоже можно перегнуть палку. До сих пор в ходу анекдот об одном эксперте академии, который сказал, что в ответе на вопрос о том, сколько будет дважды два, допущена неточность, потому как не указана система счисления…
Вопрос разделения полномочий здесь, конечно же, важен, но не первостепенен. Гораздо важнее, кто проверяет.
Пул экспертов надо выращивать, этим надо целенаправленно заниматься, иначе у нас вместо точек зрения будут «кочки» зрения.
И еще я очень боюсь, что весь этот шум вокруг новой экспертизы учебников приведет не к повышению их качества, а к тому, что будет затеяна игра в правильные и неправильные издательства, такие игры мы уже видели неоднократно.
К тому же по большому счету сейчас ни на какую адекватную экспертизу уже нет времени. На календаре февраль, а до того как проверенные по новым правилам учебники попадут в школу, они должны быть не только проверены, но и напечатаны в нужном количестве, куплены, доставлены. До конца учебного года три месяца, не уложимся.
А еще может случиться так, что все это предвестник очередного витка разговоров о едином учебнике. Неужели у нас действительно «слишком много плюрализма в образовании»? А такие высказывания вновь слышны. Я надеюсь, конечно, что идея единого учебника уже снята с повестки дня, но опять-таки боюсь, что можно ее туда вернуть, организовав такую экспертизу, которая будет считать правильным только один учебник.