Блоги // Тема дня

Кому нужна ваша объективность!

Мало что так разрушительно действует на личность человека (учителя и преподавателя высшей школы, школьника и студента), как бессмысленный труд.

Кому нужна ваша объективность!
Фото: lifehopeandtruth.com

Вот характерная история одной коллеги, решением директора назначенной возглавлять школьную комиссию по проверке так называемых «итоговых сочинений». 10 работ из 100, то есть 10% от них, совершенно заслуженно (тут я склонен доверять коллеге – репутация!) получили «незачет»: одни – за откровенный плагиат, другие – за недостаточный объем (критерии проверки жестко оговаривают невозможность зачета для таких работ), третьи за совершенное незнание того произведения, на которое ссылается автор сочинения…

Однако после внезапной перепроверки работ на муниципальном уровне число «незачетов» сократилось вполовину, да еще и была вынесена резолюция: «выявлен высокий уровень необъективности при проверке»!

Безусловно, директор был огорчен: когда по стране количество не сдавших с первого раза – 2–3%, а после всех пересдач и вовсе не более трети от процента, такое высокое число незачетов выставляет школу не в лучшем свете! Естественно, моей коллеге было высказано неудовольствие, какое вполне могло быть чревато и «оргвыводами»: ничего плохого не хочу сказать тут про директора – он такой же заложник ситуации и отвечает головой за школу в целом. Тем более что директор все же позвонил «наверх» – и выяснил, что перепроверку проводила региональная экспертная комиссия, однако ее состав и конкретные претензии засекречены, а решения апелляции не подлежат…

Вообще-то перепроверки задумывались Рособрнадзором, насколько мне известно, чтобы припугнуть слишком «лояльных» учителей, но в данном случае все получилось ровно наоборот (по словам коллеги, в прошлом году незачетов было в 2,5 раза больше – но это никого не смутило)… Критерии проверки, утвержденные ФИПИ, на стороне учителя, чувство справедливости, профессиональный долг – тоже, но все это разбивается о целесообразность объективной оценки, когда с тебя спрашивают не ее, а чтобы твои результаты сильно не выбивались из медианы в целом по стране…

Другими словами, объективность и беспристрастность не воспринимаются как строго обязательные профессиональные качества учителя. Более того, они очень часто по-настоящему мешают нормальному учителю нормально работать, создают напряжение между ним – и коллективом, родителями, руководством школы.

Нет, в «Профессиональном стандарте педагога» ему вменяется в обязанность «Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей».

Но в свете нынешней ситуации в образовании последняя оговорка воспринимается скорее как уступка «объективному ходу вещей», как требование учитывать невозможность соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к обучающимся. Так как «реальные учебные возможности детей» находятся с ними в вопиющем противоречии, и бедный учитель вынужден разрываться между реальной картиной успеваемости его подопечных – и невозможностью ее объективно представить в отчетах или журнале.

Похожие вещи происходят и в высшей школе: невозможно отправить не посещающего занятия студента на повтор курса или на отчисление, даже если он не платник: подушевое финансирование, нерентабельность учебных групп меньше 15 человек, дефицит преподавательской нагрузки, сокращающейся вместе с числом студентов – даже в отсутствие давления со стороны деканата преподаватель приобретает «внутреннюю цензуру» на «избыточную» требовательность… Это опоздав на автобус, вы вряд ли сможете убедить водителя вернуться за вами по окончании маршрута и довезти вас до места назначения – для вузовского преподавателя же принимать бесконечные задолженности в свободное от работы время становится все более распространенной практикой…

Каковы негативные последствия подобных вещей?

  1. Они дезориентируют и даже растлевают учителя или преподавателя, понимающего, что никакого «социального заказа» на его честность и беспристрастность не существует.
  2. Они обессмысливают любые разговоры о «воспитании» в школе: школьники не могут не видеть, что их образование строится на подлоге, и воспринимают это как социальную норму, которую следует только драпировать патриотическими лозунгами и ни к чему не обязывающими рассуждениями на тему «береги честь смолоду». Парадоксальность ситуации как раз в том и состоит, что «итоговое сочинение» работает с этическими категориями, тогда как процедура его проведения этим категориям противоречит. Да и студенты понимают, что отчисление им грозит в случае чрезмерного увлечения политикой – но никак не в случае пропусков и несдач…
  3. Не похоже, чтобы ситуация хотя бы потихоньку выправлялась: напротив, та же перепроверка сочинений в вузах демонстрирует все более формальный, имитационный характер этой работы, все громче звучат разговоры о ее бессмысленности и даже вредности, и значит – все усилия и все затраченные на это сочинение средства уходят впустую. А как известно, мало что так разрушительно действует на личность человека (учителя и преподавателя высшей школы, школьника и студента), как бессмысленный труд.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться