В целом идею дополнительной экспертизы можно одобрить. Достоинство экспертизы – в анализе всего списка учебников Федерального перечня, в том числе тех, которые были исключены из предыдущего перечня.
Но необходимо создать положение об экспертизе, в котором отдельным пунктом следует отразить состав экспертной комиссии, который был бы открыт для ознакомления. В состав экспертной комиссии необходимо включать экспертов из разных структур (специалистов, компетентных в области предмета и методики преподавания).
При этом считаем возможным, чтобы часть экспертов была рекомендована каждым издательством, экспертизу учебников которого будут проводить.
При соблюдении указанных условий подобная экспертиза не только не приведет к ухудшению качества учебной литературы, но и поможет стать учебным пособиям значительно лучше. Выводы экспертной комиссии необходимо оформлять в виде конкретных рекомендаций, которые не должны способствовать исключению учебников из списка рекомендованных учебных пособий, при этом необходимо добиваться, чтобы итоги экспертизы смогли создать предпосылки для устранения отмеченных недостатков и привели бы к существенному улучшению учебного пособия.
Качественная общественная экспертиза должна быть проведена до включения учебников в Федеральный перечень учебников.
Данная экспертиза может привести к монополизации, однако разнообразный состав комиссии автоматически исключит возможность монополизировать рынок учебной литературы.
К дополнительной экспертизе привлечены ученые, учителя, методисты, которые имеют большой практический опыт, пользуются заслуженным доверием и авторитетом у педагогической общественности. На основе их мнения формируется решение Научно-методического совета по учебникам Министерства просвещения Российской Федерации.
Критерии отбора учебников для использования в образовательном процессе одинаковы для всех УМК. Главное требование – соответствие требованиям ФГОС и СанПиН, обеспечение преемственности на всех ступенях обучения.
Этот процесс динамичный: корректировка ФГОС потребует новых УМК, которые также должны получить экспертные заключения.
Экспертные процедуры, проводимые издательствами за свой собственный счет с самостоятельным выбором экспертных организаций, мягко говоря, вызывали недоверие.
Мы – за государственную экспертизу.
Педагоги Псковской области также подавали свои предложения в Научно-методический совет по сохранению отдельных УМК, наиболее востребованных в школах области. Думаю, что к отдельным предложениям стоит прислушаться. Есть много способов заявить о своем мнении: общественное обсуждение, профессиональные ассоциации педагогических работников, Всероссийские съезды, Всероссийские конференции и пр.
В Псковской области ежегодно проводится мониторинг обеспеченности обучающихся учебниками и потребности в учебной литературе, в том числе в разрезе издательств.
Так, по результатам мониторинга всего потребность в обновлении и пополнении учебного фонда в 2017–2018 учебном году составила 114,5 тыс. экземпляров, в том числе:
– учебники и учебные пособия издательства «Просвещение» – 82,5 тыс. экземпляров (72%);
– учебники и учебные пособия издательства «Дрофа» – 20,4 тыс. экземпляров (17,8%);
– учебники и учебные пособия других издательств (14 издательств) – 11,7 тыс. экземпляров (10,2%).
Школы ориентируются на качество, цену, способ доставки учебников и оперативность во взаимодействии с издательствами.