«Тренинг лидерства» увидела я в расписании занятий одного «продвинутого» детского сада. Удивление и любопытство заставили меня забыть все мои дела и пойти к психологу расспрашивать, зачем и как проводится такой тренинг.
Психолог с удовольствием и энтузиазмом начала рассказывать о высокой конкуренции на рынке труда и в современной жизни, о преимуществах лидеров и активной жизненной позиции. Мой вопрос – при чем здесь дошкольники? – ее очень удивил, но в ответе она не сомневалась: «Начинать нужно как можно раньше. Если не воспитаем лидеров, победителей, то в школе они потеряются».
Не буду пересказывать наш двухчасовой разговор, но мне показалось, что мои аргументы не убедили «воспитателя лидеров». «Лидеры» на этих тренингах должны были в разных ситуациях выполнять задания лучше всех, быстрее всех, делать больше всех. За победу – звезды на грудь. Я представила себе самого рослого, самого сильного, самого активного… а еще грудь в звездах. Не удержалась, спросила, а что с теми, кто всегда медленнее, всегда неудачник и много ли их. Ответ меня не удивил и очень огорчил: «Их большинство, но я мотивирую их к победе, убеждаю, настраиваю».
Как можно «мотивировать» к победе ребенка, испытывающего унижение, боль и стыд (эти эмоции ребенок начинает испытывать очень рано) от постоянного поражения, от того, что никогда не победить? Причем это «никогда» формируется очень быстро, может быть, и с одного раза. А дальше – тревожное ожидание очередной неудачи, страх не победить, слезы, которым часто удивляются взрослые («ну почему ты расстраиваешься?»).
Так формируется «выученная беспомощность» – ситуация, при которой ребенок отказывается от всего нового, опасаясь неудачи. Так убивается мотивация познания, потребность в новом, интерес к учебе.
Конкуренция и конкурентная среда и в жизни взрослых создает высокое психологическое и физиологическое напряжение, с которым могут справиться далеко не все. Но это взрослые, и это их выбор (если они выбирают конкурентные отношения и конкурентную среду). Не стоит забывать, что растущий организм ребенка в любом возрасте редко справляется с подобными ситуациями без потерь. Бесконечные соревнования, рейтинги, конкурсы, поддерживающие и поощряющие страсть к победе, конечно, тешат самолюбие родителей, возможно, радуют педагогов, но и эти «победители», бывает, вдруг проигрывают, проигрывают неожиданно и, кажется, без причины. С тяжелейшими срывами, после которых редко кто полностью восстанавливается.
Рекомендации «как вырастить победителя» не предусматривают другой ситуации, кроме победы. Такое впечатление, что мы готовим только бойцов, только воинов, только победителей.
Но «мотивация только на победу» – это исключение права на ошибку, исключение возможности пробовать, искать, учиться (занятия, увлечения, деятельность), без страха неудачи. Это радость успеха (успех – не всегда победа), достижений, преодолений без оглядки на тех, у кого «звезды на груди», без укора в глазах родителей, без унижения побежденного и тревожности в предчувствии ситуаций неудачи.
Нам, взрослым, нужно учиться и поощрять опыт успешности, уметь помогать ребенку стать успешным и быть успешным, накапливать опыт для успешной деятельности. Важно не сравнивать. Не ставить в пример, не выделять более успешных сверстников и не подчеркивать успехи младших – «он младше, но уже…». Любая победа дается непросто. Даже у победителей бывают неудачи и, если ребенка настроили только на победу, срыв неизбежен.
Победитель в жизни не тот, кто умеет всегда побеждать, а тот, кто осознает свои возможности, умеет рассчитывать свои силы и радоваться успеху, даже если не победил.
Мне кажется, научить этому гораздо важнее, чем «мотивировать к победе».