Национальный проект «Энциклопедия сельских школ России» начался в 2015 году. Его организовали известный ученый-педагог Дмитрий Григорьев из Москвы и два жителя Миасса – предприниматель Иван Воскобойников и общественник Николай Махнев. Был придуманформат – Энциклопедия, куда обязательно должна была войти историческая справка, написанная самой школой по специально разработанной форме, в максимально полном объеме.
Мы прекрасно понимали, что в нашей стране, как и в большинстве стран мира, происходит сокращение сельских школ, это связано с объективными историческими процессами. И мы не стремимся дать им оценку.
Это существующая реальность, но, учитывая то, что закрытие школы приводит к потере информации о ней, это очень печально. Потом, как часто бывает, будем причитать и вопрошать, что недоглядели, не учли, не заметили. И школа канет в забвение.
В процессе работы мы столкнулись с очень серьезной проблемой. Мы увидели, что многие представителей администрации и педколлективы сельских школ очень формально относятся к исторической справке, не видят в ней мощного ресурса общественного влияния, а также эффективного инструмента образования и воспитания учащихся. Чаще всего процесс идет по такой схеме – взрослые написали и забыли. Хотя именно здесь можно сложить детско-взрослое сообщество из детей, учителей и родителей, которые системно будут заниматься написанием исторической справки своей школы.
Энциклопедия – это не только рассказ о сельской школе. Это рассказ о людях, выпускниках, руководителях, благотворителях.
Их очень много, и некоторые уже ушли из жизни. А другие плодотворно живут и работают.
В рамках работы Энциклопедии родилась вторая генеральная линия – помочь сельской школе обрести второе дыхание. Какая сельская школа нужна России в XXI веке, какие возможности материальные, ресурсные, кадровые она должна получить, чтобы часть детей могла остаться в родных селах и деревнях не людьми второго сорта, а просто выбравшими другую жизненную стратегию, которая, по их мнению, является успешной и правильной?
Сегодня сельская школа начинает по многим позициям отставать от городской практически по всем показателям, так как у нее гораздо меньше ресурсов – кадровых, финансовых, материально-технических.
С этим нужно что-то делать.
На наш взгляд, нужно вносить необходимые коррективы в Закон об образовании и другие нормативные акты, чтобы понятие «сельская школа» было юридически закреплено и под это подведено иное финансирование, предусматривающее создание условий для развития современных практик хозяйствования и социального обустройства учащихся. То есть сельская школа, как нам кажется, должна научить ребенка быть социальным предпринимателем и сама стать социальным предпринимателем, меняющим жизнь в селе. Государство может помочь сельской школе найти своих союзников и друзей в лице городских школ и НКО.
На наш взгляд, сегодняшнее финансирование сельской школы не соответствует интересам, целям и задачам как участников образовательного процесса, так и страны в целом.
Подушевое и сметное финансирование способствуют только вымыванию детей из сельской местности и не дают сельской школе развития. Но чтобы понять, какое финансирование сельской школе необходимо и по каким направлениям она будет развиваться, нужно на протяжении нескольких лет проводить конкурсы наподобие конкурса президентских грантов для НКО, которые будут стимулировать школу создавать различные проекты с целью получения финансирования на них. И здесь, во время реализации этих проектов, определится вектор развития школы, нужный и поселению, и муниципалитету, и региону.
Проект «Энциклопедия сельских школ России» развивается. В нем уже около тысячи сельских школ из 69 регионов нашей страны. Вроде бы много, но если учесть, что их в РФ порядка 25 тыс., то какой огромный объем работы предстоит выполнить?! Очень важно, чтобы каждая сельская школа вошла в Энциклопедию, чтобы она осталась не только на бумаге или в электронном виде, но, главное, как что-то живое, действующее, меняющее к лучшему своих учеников и мир вокруг себя.