Как теперь принято говорить, это байопик, то есть фильм-биография. Он посвящен великому британскому рок-певцу, вокалисту группы Queen Фредди Меркьюри, которого на самом деле звали Фарух Булсара. Он родился в Занзибаре, в семье парсов – народности, пришедшей из Ирана в Индию и по сей день исповедующей зороастризм. Кажется, что песни, написанные этим человеком, известны всем: «Bohemian Rhapsody», «Killer Queen», «Seven Seas of Rhye», «Somebody to Love», «We Are the Champions», «Crazy Little Thing Called Love» и др.
А в 2008 году журнал Rolling Stone поставил его на 18-е место в списке «100 величайших вокалистов всех времен».
Фильм начинается с того, что молодой «пакистанец», как его часто ошибочно называли, работает грузчиком в аэропорту Хитроу в Лондоне. Так действительно было: семья испытывала некоторые трудности с деньгами, хотя после бегства из Занзибара в Великобританию у них и появился свой дом, а отец Фаруха стал работать кассиром при Верховном суде Англии и Уэльса. Летом 1969 года двадцатитрехлетний Фредди окончил лондонский Илинг-колледж с дипломом по изобразительному искусству и дизайну. Но об этом в фильме почти не говорится. Как и не вполне достоверно рассказана история его вхождения в группу музыкантов, из которой потом родится Queen.
Зато довольно подробно изложена история романа Фредди с девушкой Мэри. Для несведущих это станет большой новостью: какая девушка могла быть у известного гея? И тем не менее. Она была первой, кто поверил в дар будущего выдающегося музыканта, она понимала его как никто, между ними были любовные отношения, и он даже сделал ей предложение. Певец говорил: «Мы верим друг в друга, и этого для меня достаточно. Я никогда не смог бы полюбить мужчину так же, как любил Мэри». Когда Фредди умирал, Мэри Остин держала его руку в своей. Он завещал ей половину своего состояния. Именно ее он попросил развеять свой прах и никому не говорить о месте, где она это сделала.
Но вообще-то эта картина о другом. Она – о том, что талантливый, даже гениальный человек может пробиться наверх, только если он абсолютно уверен в единственности того, что он делает. Картина не случайно называется «Богемская рапсодия», по названию песни, написанной Фредди Меркьюри в 1975 году. Он все время искал новое, настаивал на своих музыкальных идеях. И в итоге песня, в которую не верил почти никто (странная, «некондиционная», слишком длинная – почти шесть минут), стала абсолютно культовой. «Богемская рапсодия» имеет крайне необычную музыкальную форму. Ее можно разбить на шесть разных по стилю частей, которые представляют отдельные музыкальные направления: оперу и балладу, пение а капелла и хэви-метал. Благодаря этой песне музыканты Queen стали всемирно известны.
И все это произошло благодаря невероятному напору, бескомпромиссности, вере в правоту своих музыкальных идей Фредди Меркьюри.
Не случайно он говорил: «В каждом альбоме мы позволяем себе немного лишнего. Но в этом и заключаются Queen. В определенный момент мы понимаем, что нам хочется перейти границы дозволенного. Это и заставляет нас двигаться вперед. Если мы выпустим очередной альбом, а люди послушают его и скажут: “Он похож на Sheer Heart Attack, но все же Sheer Heart Attack немного лучше”, я все брошу. Правда, я так и сделаю». А еще в фильме показана изматывающая работа музыкантов группы над студийной записью «Богемской рапсодии»: Фредди стремился добиться абсолютно идеального исполнения.
Понятно, что этот выдающийся человек сжигал себя не только в работе. В фильме есть и его загулы, и безумные костюмированные вечеринки. Словом, все то, что в итоге и привело к тому, что Фредди скончался в 45 лет, 24 ноября 1991 года от бронхопневмонии, развившейся на фоне СПИДа.
Одним из центральных эпизодов фильма является грандиозное шоу на стадионе «Уэмбли» Live Aid, состоявшееся 13 июля 1985 года в поддержку голодающих в Эфиопии.
Там присутствовали 82 тыс. зрителей. На концерте бесплатно работали Элтон Джон, Пол Маккартни, Дэвид Боуи, Black Sabbath, Стинг, U2 и, конечно же, Queen. А параллельно шел концерт в Филадельфии. Для этого события была организована одна из самых значительных спутниковых телетрансляций в истории: порядка 1,9 млрд человек более чем в 150 странах смотрели мероприятие в прямом эфире. В 2001 году один из организаторов концерта рассказал, что в процессе подготовки была надежда насобирать хотя бы 1 млн фунтов, а в итоге получилось 150 млн. Выступление Queen было признано одним из лучших и помогло собрать баснословные деньги для голодающих.
Интересно, что музыканты Queen удивительно умели контактировать с залом (стадионом). Потому что, видимо, попадали в самую точку, в самое сердце зрителей-слушателей. В этом фильме потрясающие кадры, когда Фредди исполняет «We are the champions», и весь «Уэмбли» поет вместе с ним. Может быть потому, что сам Фредди был настоящим «чемпионом» и своей песней внушал людям веру в то, что каждый должен стремиться к максимуму своих возможностей. «We are the champions» – это такой своеобразный гимн человеку.
Роль Фредди потрясающе точно сыграл Рами Малек. Он уловил характер, пластику и мимику великого исполнителя. Актеру пришлось ходить с накладными зубами, имитирующими неправильный прикус певца. Рами Малек родился в Египте в семье коптов. В начале 2000-х сын каирского таксиста, получивший профессиональное актерское образование в Калифорнии, начал играть маленькие роли и эпизоды в сериалах. В большое кино он попал уже в 25 лет. Было много эпизодических ролей, которые не приносили большого успеха. Зато после главной роли в сериале «Мистер Робот» Малик был номинирован на «Золотой глобус».
Роль Фредди Меркьюри Малек получил не сразу. Первым кандидатом был комик Саша Барон Коэн. Однако первоначальный вариант фильма, обсуждавшийся с Коэном, был забракован продюсерами и участниками группы Queen, пристально следившими за работой над «Богемской рапсодией». Коэн, видимо, хотел изображать 1980-е на всю катушку – с фонтанами шампанского и буйством плоти на полулегендарных тусовках-вакханалиях Меркьюри.
Но против этого-то и выступило руководство студии, а заодно музыканты группы – фильм про Фредди, по их мнению, должен был стать семейной картиной.
Кстати, и режиссер картины менялся: изначально ленту снимал Брайан Сингер, но посреди производства студия уволила режиссера, и вместо него байопик доделывал Декстер Флетчер.
Я смотрела картину на тихом утреннем просмотре. Но билетерша рассказала, что в выходные зал ломился от людей, которые пели песни Queen, танцевали, стояли в обнимку и выходили из кино в слезах. Я пожалела, что не была вместе с ними.