– Для чего создается Фонд сохранения и изучения родных языков? Что будет входить в его обязанности?
– Сегодня президент подписал указ «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации».
Эта инициатива созрела на площадке Государственной думы. Она была частью того самого консенсуса, который был достигнут между первым и вторым чтением, когда обсуждались изменения в законе об образовании, обеспечивающие право добровольного выбора, но вместе с тем обязательного изучения родных языков в наших школах.
Это предложение исходило от депутатов Никонова, Исаева и других, которые настаивали на том, что нельзя ограничиваться одной только школьной программой. Есть очевидные дефициты в сохранении и развитии наших родных языков, которые трудно будет решить стандартными средствами. Чтобы их развить, нужен фонд.
- Первое, что будет делать фонд.
Учебники – это особая история.
Предмет есть, а учебников нет.
На их разработку, написание и последующее издание нужны средства. Мы понимаем, что у нас в стране есть языки народов, которые малочисленны. Но есть дети, которые нуждаются в изучении таких языков. Это представители, например, народа эвенки или воть и так далее.
Тиражи учебников по их языкам, понятно, будут исчисляться от десятков до, может быть, сотен или максимум тысячи экземпляров.
Это настолько некоммерческая история, что регионы просто не могут себе позволить потратить средства на создание этих учебников.
К тому же и специалистов по этим языкам непросто найти.
- Второе – это развитие и поддержка лингвистических исследований.
Это должно хорошо сказаться на развитии и сохранении наших языков.
В России, напомню, по данным ЮНЕСКО, около 22 языков из 230 находятся под угрозой исчезновения.
- Третье – создание словарей.
- Четвертое – организационные мероприятия.
Всеми этими вещами будет заниматься теперь Фонд. Надеюсь, что он поможет как развитию культуры нашей страны, так и в вопросах образования.
– Можно ли и нужно ли регулировать использование учениками гаджетов в учебном процессе?
– Наш великий драматург Островский в одной из пьес в уста героев вкладывает блистательную фразу (которую я очень люблю, но меня часто за это осуждают): «Всякому безобразию должно быть свое приличие». Если раскручивать эту фразу дальше, то можно сказать: «Не всякое явление природы должно иметь законодательную дефиницию».
Беда современного общества – в попытке законодательно и нормативно зарегулировать всю жизнь, все явления природы.
А вдруг это хорошо? Допустим, есть школа, в которой умеют работать с планшетом, со смартфоном и тому подобное. Может быть, там умеют правильно выстроить взаимоотношения с учениками, чтобы они не играли в игры на уроке.
Когда ребенок идет в школу с планшетом и со сменной обувью – это не то же самое, когда он собирается туда с десятью тетрадями, пятью учебниками и тем же гаджетом и мешком со сменкой.
Если есть такие образовательные организации, где это выстроено, пусть работают. Но существуют и, наоборот, такие школы, где это условие игры: никакой цифры, никаких планшетов. Как правило, это вовсе не дешевые частные образовательные организации. Там все эти вещи дети складывают в шкафчик на входе. Это пространство без телефонов, их выдают только чтобы позвонить.
Поэтому пока этот сюжет не зарегулирован. Но у этого вопроса есть шанс получить разумное разрешение, если к нему будет применен рациональный подход. Эти решения должны быть соразмерными и сообразными тем условиям, которые существуют здесь и сейчас.
Что касается меня, то я не являюсь горячим сторонником того, чтобы сейчас это запретили или, наоборот, повсеместно разрешили. Как законодательство определит, так мы, органы исполнительной власти, будем исполнять.