Аналитика // Колонка

«Нищий неустроенный учитель – главный источник насилия над ребенком»

О чем нужно вспомнить, ругая московскую систему образования за высокие зарплаты и жесткие требования аттестации учителей. О причинах и следствиях происходящего в школе рассуждает российский историк, политический аналитик, публицист и общественный деятель Валерий Соловей.

«Нищий неустроенный учитель – главный источник насилия над ребенком»
Фото: world.korupciya.com

Сплошь и рядом приходится слышать, что, мол, школа отказалась от систематического образования ради натаскивания на ЕГЭ. Нет ничего более далекого от истины. Современная российская школа вообще не дает систематического образования, и именно поэтому она не способна подготовить к ЕГЭ.

Школы лишь много и упорно говорят о необходимости подготовки к ЕГЭ, но честь этой подготовки любезно уступают самим ученикам и их родителям, курсам и репетиторам. В рамках самой школы подготовиться к ЕГЭ невозможно.

Здесь мне, конечно, возразят, приведя в пример ту или иную замечательную школу. Я и сам знаю таковые. Но пишу не об исключениях, а о статистических закономерностях. Одна из главных таких закономерностей, на мой взгляд, следующая.

Российская школа перестала быть институтом систематического образования.

Она превратилась в учреждение для несения учебной повинности населением Российской Федерации в возрасте от 7 до 17 лет.

Миф начальной школы

Традиция систематического образования еще кое-как сохраняется в начальной школе. Но и то от родителей требуют, чтобы их дети приходили в школу, зная начала русской грамоты и арифметики. Причем учиться в начальной школе самостоятельно, без постоянной помощи родителей (особенно для изготовления поделок и так называемых «проектов»), дети обычно не в состоянии.

После окончания начальной школы дети и их родители оказываются в странной ситуации.

Школа делает вид, что учит, а дети делают вид, что учатся.

Если вас такое положение вещей не устраивает, занимайтесь с детьми сами или обращайтесь к репетиторам.

Чаще всего оными оказываются те же самые учителя. Но! Даже в этом случае они обычно имитируют преподавание, а на самом деле им платят за то, чтобы они оставили детей в покое и ставили им приемлемые оценки. Значительная часть учителей, впрочем, не способна чему-либо научить, даже если бы искренне того желала.

Внимание: ЕГЭ!

За два года до окончания из школ раздается трубный глас: пора готовиться к ЕГЭ! А значит, искать репетиторов и курсы. Еще раз повторю: школа к ЕГЭ не готовит и даже не натаскивает на него, ибо органически к этому не способна.

Учебный процесс переместился за рамки школы. Ее функции взяли на себя родители, курсы и репетиторы, что более чем устраивает школу и учителей. Если у родителей нет денег, то шансы подготовиться к ЕГЭ настолько, чтобы поступить в приличный вуз, хотя и не исчезают полностью, но резко уменьшаются.

Допускаю, что в какой-то (лишь в какой-то!) степени компенсировать провал школы способна новая система внеклассного/дополнительного образования «Кванториум». По крайней мере я слышал о ней хорошие отзывы: мол, действительно обеспечивает настоящую специализацию и практическую ориентированность.

Но даже в случае ее повсеместного распространения она способна лишь отчасти компенсировать провал систематического школьного образования.

«Полуфабрикаты» с подорванной психикой

Однако моя главная претензия к школе не в ее блистательном отсутствии как образовательного учреждения. Как это ни печально, но можно пережить.

Главная беда современной школы в том, что она превратилась в систему морального и психологического насилия над детьми.

Причем главным источником и инструментом насилия выступают сами учителя. Личную неустроенность, профессиональную непригодность, социальные проблемы они вымещают на учениках, в прямом смысле слова мстят им за свои проблемы и неудавшуюся жизнь. Классическая психоаналитическая схема.

Я много и постоянно общаюсь со студентами разных вузов. Любви или хотя бы симпатии в адрес школы никто из них не выказывал. Лучшие школы, судя по их рассказам, это те, в которых на учеников просто не обращают внимания.

В подавляющем большинстве школьные воспоминания окрашены болью, горечью и обидой. Социальную жестокость, моральное насилие, мелочные придирки выпускники описывают как норму.

Учителей вспоминают как врагов или в лучшем случае как безразличную и холодную инстанцию. Школа обучила детей хитрить, бояться и таиться. И с этими навыками, с исковерканной психикой они пришли в университеты.

А что университет? Посмотрите в закон об образовании и узрите, что мы не учим, не воспитываем, а «оказываем образовательные услуги». Причем имеем дело уже, извините за цинизм, с «полуфабрикатами», чью природу вузовское обучение изменить не в состоянии.

Как это изменить

У меня лично нет сомнений, что ситуация будет только ухудшаться. Деградация зашла далеко и носит системный характер. Но я твердо знаю, что этот процесс можно остановить и превратить школу в место, куда будут идти если не с охотой, то хотя бы без ненависти. Что для этого надо?

Исходный пункт один – желание и намерение государственной власти.

Пока что всем своим поведением и всей своей политикой государство нацелено на демонтаж таких базовых социальных институтов, как образование и здравоохранение.

Но даже если и когда государство захочет изменить свою политику, то – надо смотреть на вещи трезво – для возвращения школы как института к социальной, культурной и нравственной норме потребуется не меньше 10–15 лет.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube