Стремление на уровне формирования государственной образовательной программы усилить, углубить, вместить больше материала обернулось настоящей катастрофой для огромного количества детей и их родителей. Учеба превратилась в гонку с препятствиями, где вместо получения удовольствия от новых знаний дети постоянно находятся в состоянии неуспешности и необходимости торопиться.
Численность учеников в классе порой достигает 30–35 человек, пройти запланированный материал не всегда представляется возможным даже для опытного профессионала. Мальчики мешают девочкам, или наоборот; по словам детей, пол-урока уходит на то, чтобы всех учеников привести в рабочее состояние.
Отсутствие мотивации к работе на уроке также снижено: скучная фронтальная работа, нежелание подстроиться под диджитализированный мир детей, неумение работать с активными детками – все это привело к тому, что настоящее стремление учиться осталось у единиц.
Таким образом, в связи с тем что материал классной работы не пройден в полном объеме, огромный груз ответственности резко упал на родителей, бабушек и дедушек, даже репетиторы часто подключены к выполнению домашних заданий. Ребенок не понял материал в классе (так как все шумели, учитель спешил, было скучно, прослушал), и домашнее задание выполнить самостоятельно не представляется возможным. Огромные объемы заданий заставляют всю семью засиживаться за уроками до полуночи.
Обычно домашнее задание – совсем не творческое, скучное, десятикратное повторение одного и того же. Дети доводят до автоматизма один навык, а по пути начинают тихо ненавидеть школу.
Ученики сдаются перед непосильным объемом непонятных упражнений, и только самые честолюбивые способны ради «пятерки» осилить все.
Что на самом деле должна представлять домашняя работа для ребенка: это удовольствие от выполнения по-настоящему креативного и нестандартного задания. Например, в финской школе заданием по истории может быть: взять интервью у бабушки, узнать, как жили в 50–60-х годах, это всегда практические задания, которые непременно позволят усвоить теоретический материал гораздо глубже.
Домашние задания – это умение организовать себя и свой учебный процесс, самоконтроль и ответственность каждого ученика: повторить дома все, что плохо запомнил в классе, осознанное действие, которое является доказательством сформированности полного набора ученических компетенций.
Если мы не можем повлиять на объемы и содержание домашних заданий, мы непременно должны помочь организовать процесс выполнения уроков максимально эффективно, научить ребенка распределять время и нагрузку, мотивировать его на качественное самостоятельное выполнение уроков. Когда ребенок четко знает, зачем ему это нужно, он будет делать все гораздо охотнее.
В нашей прогрессивной школе «Смарт Скул» мы решили проблему домашних заданий следующим образом. Уроки увеличились до 50 минут, и в конце урока у всех детей есть возможность 10 минут потратить на быстрое и качественное выполнение письменного домашнего задания. Мы подробно изучили финский опыт и согласны с ним в том, что совсем отказываться от уроков на дом неверно, но домашние задания непременно должны быть интересными и нестандартными, иногда требуется повторить или выучить какой-либо материал устно (таблица умножения, алфавит, стихотворение).
Наши дети ответственно выполняют домашнее задание без участия родителей и тратят на него в среднем не более 40 минут. Им не интересно тянуть время: если они быстро сделали все уроки, у них остается время на их счастливое активное детство.