Без рубрики // Рецензия

Ода прекрасному безумству

Почему я советую пойти родителям с детьми на фильм «Человек, который убил Дон Кихота»? Ну, хотя бы потому, что его снял величайший фантазер нашего времени Терри Гиллиам, а во-вторых, потому что, хотя это и не экранизация романа Сервантеса, он вполне соответствует букве и духу великого романа.

Ода прекрасному безумству
Фото: st.kp.yandex.net

Важно сказать, что фильм этот начали снимать 25 лет назад. Актеры на роли Дон Кихота и Санчо Пансы по разным причинам менялись из года в год, менялся и сценарий.

По словам Терри Гиллиама, «фильм превратился в историю о кино и о его создании. Об эффекте фильмов».

Поначалу главных героев должны были играть Шон Коннери и Денни де Вито, потом Жан Рошфор и Джонни Депп (они даже начинали сниматься), затем… Продолжение следует. В итоге в картине заняты Джонатан Прайс и Адам Драйвер. И получилось здорово.

Сюжет картины таков: в Испанию приезжает съемочная группа, которая должна снять некий рекламный ролик. Режиссер – знаменитый мастер своего дела – Тоби Граммет (Адам Драйвер), весь в белом (но с брезгливым выражением лица), безуспешно пытается снять сцену борьбы Дон Кихота с ветряной мельницей. Ничего не получается, ему надоел сценарий, надоели Испания и испанцы, работающие на картине, и он в поисках вдохновения берет байк и мчится в горную деревню. Она оказывается той самой, в которой 10 лет назад он снимал свою первую (артхаусную) студенческую версию «Дон Кихота». Рыцаря печального образа (башмачника Хавьера) он тогда нашел в деревенской обувной мастерской (Джонатан Прайс), а девушку (может быть, Дульсинею) – в деревенском баре (Жуана Рибейру). Ей было 15 лет, и она была дочерью бармена. И да, он в нее влюбился.

Сказать, что люди в этих местах живут в бедности – ничего не сказать. Но и это – не главное.

Главное заключается в том, что участие в том, первом, фильме Тоби десятилетней давности изменило их сознание, отношение к жизни.

По тем, старым репетициям и съемкам видно, как молодой талантливый режиссер смог раскрыть этих людей, увлечь их искусством. Только вот, если относиться к этой картине не как к метафоре о судьбе кино, то результаты этих перемен весьма печальны: башмачник, вообразивший себя Дон Кихотом, в рыцарских доспехах на тощем коне ездит по горам Испании, чем вызывает смех окружающих, а девушка Анхелика, которой Тоби пообещал когда-то, что она будет звездой, ею не стала. В поисках счастья поехала в Мадрид, где у нее ничего не сложилось, и стала работать «эскортом» – содержанкой у мерзкого русского водочного короля Мишкина (видимо, сценаристы вспомнили князя Мышкина).

Тоби, который когда-то увлек жителей деревни магией кино, теперь сам оказывается вовлеченным в невероятную жизненную ситуацию: Дон Кихот (башмачник) признает в нем Санчо Пансу, и бывший режиссер-мажор, оседлав осла, скитается вместе со стариком по дорогам Кастилии. Впрочем, это путешествие тоже меняет его сознание и отношение к жизни.

Дальше пересказывать сюжет не стану. Достаточно сказать, что все персонажи делятся на два типа: это прагматичные, жаждущие денег реалисты (это и продюсер, которого играет Стеллан Скарсгард, и его похотливая, пристающая к Тоби жена – Ольга Куриленко), и романтики, в душе которых не погас дух рыцарства.

Тут и мысль о «волшебной силе искусства», меняющей сознание и украшающей жизнь. И идея о несоответствии мечты и реальности. И мысль о том, что рыцари и романтики все-таки пока не перевелись. И все это имеет такое же отношение к началу XXI века, как к XVII-му, когда был написан «Дон Кихот», уже тогда задуманный как пародия на рыцарский роман. Ведь даже тогда казалось, что настоящих рыцарей больше не существует.

В общем, получается, что идея эта из разряда вечных, вневременных. Нужно напоминать о том, что только прекрасные безумцы остаются в веках.

Ведь и академик Сахаров многим казался (будем откровенны) не вполне нормальным, когда выступал против того, что все считали незыблемым. А сейчас это воспринимается как единственно правильное. Для большинства людей гораздо надежней согласиться с предлагаемыми обстоятельствами (глупо бунтовать, когда это безнадежно). Но именно прекрасные безумцы, романтики производят сдвиг в сознании современников. Пусть это и происходит спустя много лет.

Да, и любовь существует! – утверждают создатели фильма и Дон Кихот. Да-да, дети! И тут тоже нельзя прогибаться под обстоятельствами. Герой Адама Драйвера доказывает это. Он и сам в конце превращается в Дон Кихота. В конце фильма он говорит: «Я – Дон Кихот! И я буду жить вечно!».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube