Экономика // Статья

Школьный эндаумент: первые шаги

С мая по октябрь 2018 года коллективу МАОУ «Гимназия № 210 “Корифей”» удалось собрать около 15 млн рублей в свой Фонд целевого капитала. Директор гимназии Алексей Бабетов делится советами с теми, кого может заинтересовать эта тема.

Школьный эндаумент: первые шаги
Фото: iipnaan.com.ua

Эндаумент (англ. endowment) – целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях. Фонды целевого капитала – это новые источники финансирования инновационных образовательных программ, научных исследований.

Эндаумент-фонды существуют достаточно давно и распространены за рубежом. В России они находятся на пути своего развития; вступивший в силу закон № 275-ФЗ от 30.12.2006 г. «О формировании и использовании целевого капитала НКО» открыл новые возможности для некоммерческих организаций и меценатов.

Впервые об эндаументах в «Корифее» заговорили на попечительском совете как раз в 2006 году, когда появился закон. Но тогда же ошибочно решили, что схема получения дохода невыгодна, 12 лет назад эта тема сошла на нет – она просто должна была созреть.

Эндаумент своими словами

Что такое эндаумент? Ответим своими словами: это постоянный источник финансирования, который стабильно производит доход (в зависимости от размера собранного капитала).

Собранный целевой капитал передается в управление профессиональной компании, чтобы она зарабатывала доход, который и может быть потрачен на нужды организации, создавшей этот капитал.

Представьте, что ежегодно выигрываете грант на 300 тыс. или более, но без всяких сопровождающих грант обязательств, отчетности и пр. Заманчиво? – Еще бы, но для этого нужно запустить обоюдный процесс.

1) Обеспечить мотивацией и верой в успех того, кто собирает фонд. Чаще всего это руководитель организации, заинтересованной в дополнительном источнике финансирования. Мотивация должна быть мощной, т.к. от нее зависит та сила убеждения, которую инициатор создания эндаумента направит на потенциальных партнеров и благотворителей.

2) Получить встречную мотивацию – от тех, кто способен дать. Здесь дело сложнее, потому что это чистая благотворительность (никакой прибыли, прямого заработка – только отложенный эффект), а у нас в России с этим всегда было непросто.

Первые эндаумент-фонды

Сто лет назад прервалась только начавшая крепнуть традиция меценатства, и люди просто не привыкли давать деньги просто так, испытывая удовлетворение от самой возможности помочь благому делу. Исключения есть, но их немного, и перед нами стояла непростая задача расшатывания стереотипов.

Один из убеждающих инструментов – хорошие примеры.

Первый и самый известный на сегодняшний день эндаумент-фонд – это Нобелевская премия.

Когда-то Нобель, заработав деньги на динамите, нефти и прочем, не оставил деньги детям, а основал фонд, который не лежит мертвым грузом, а работает и ежегодно приносит деньги на премирование выдающихся ученых, писателей, политиков и общественных деятелей.

Также известным и старейшим является фонд Гарвардского университета: первым взносом в него стала библиотека местного священника, оцененная в пару сотен долларов. На сегодняшний день фонд существует три сотни лет и насчитывает 37 млрд долларов – это самый крупный эндаумент в мире.

В России с 2006 года тоже появились эндаументы, действующие по той же самой модели, – разница только в размерах сумм.

Самый большой отечественный эндаумент принадлежит бизнес-школе «Сколково» и составляет 4,5 млрд рублей.

За ним следует фонд Санкт-Петербургского Европейского университета (1,6 млрд рублей), на третьем месте – МГИМО (1,5 млрд рублей), пятерку замыкают СПбГУ (1,1 млрд) и НИУ-ВШЭ (около 600 млн – тоже в рублях).

Школьный эндаумент

Школьные эндаументы – феномен еще более экзотический для нашей страны. На сегодняшний день «Корифею» удалось собрать самый крупный фонд. Есть еще несколько – в лицее № 4 г. Королева, в гимназии № 5 г. Чебоксары, в нескольких частных школах гг. Санкт-Петербурга, Москвы, Волгограда.

Я начал рассказывать о моем личном проекте знакомым директорам школ и убедился, что тема эндаумента им практически неизвестна. Заинтересованность и готовность работать в этом направлении выражают немногие.

Между тем у всех есть понимание, что чем больше у организации дополнительных (и главное – независимых) источников финансирования, тем более она устойчива и может запускать важные для нее проекты, нестандартные решения и вообще способна развиваться интенсивнее.

Вернемся к исходному сравнению: какая школа не мечтает получать ежегодный грант в миллион рублей? И эндаумент как модель идеально подходит – но далеко не каждый руководитель созрел для кропотливой и системной работы по сбору целевых средств.

«Проверка на зрелость»

Что необходимо для создания эндаумента?

1. Личная заинтересованность (личный проект) руководителя.

2. Команда единомышленников.

3. Настрой на долгосрочный результат.

4. Поддерживающее сообщество (родители, педагоги, учащиеся, выпускники).

Каковы наши первые шаги по формированию целевого капитала? К 2018 году гимназия «Корифей» приобрела достаточный опыт получения и реализации грантовых проектов.

Мы начали привлекать грантовые средства как инновационная площадка «Эврики» – и к нынешнему году, получая в среднем по миллиону в год, получили из различных источников около 18 млн рублей.

Работа с грантами – особый вид деятельности, требующий высокой организованности, культуры проектного управления и финансовой грамотности, поэтому мы с каждым новым грантом накачивали мышцы привлечения и управления проектными средствами... Так мы оказались подготовленными к формированию фонда целевого капитала, производящего гранты ежегодно.

Новым импульсом стала Не-конференция «МарТкетинг-2017», где (кроме прочих интересных начинаний со всей России) представители Пермского государственного университета рассказали о своем опыте формирования Фонда целевого капитала и различных форм сбора средств для его пополнения.

Бодрые девушки поведали, как они разными креативными способами (вплоть до продажи пирожков и чтения общедоступных лекций в скверах) набрали 4 млн рублей. Я снова обратил внимание, что эндаумент – штука нужная, и начал подробно исследовать эту тему.

Создание своего фонда

Директору требуется понимание:

  • как работает целевой капитал;
  • как найти и убедить первых меценатов;
  • как мотивировать людей, способных сделать вклад в ваш эндаумент;
  • что самый трудный этап – собрать первые 3 млн рублей;
  • что большинство людей пока не воспринимают идеи благотворительности (но это не должно останавливать).

Первая цель – 3 млн рублей. Как их собрать? На кого опереться?

Сразу стало понятно, что ядром фонда могут выступить родители – либо нынешних учеников, либо тех, кто уже окончил гимназию, но сохранил к ней самое теплое отношение.

И, конечно, выпускники. Наша выпускница Валерия Рузакова стала в прошлом году еще и лучшей выпускницей МГИМО. Я узнал, что там собран солидный эндаумент, и попросил Валерию свести меня с представителями фонда для консультации.

Мы пообщались с Мариной Петровой (исполнительным директором Фонда развития МГИМО), она осветила мне многие аспекты работы, а еще посоветовала посещать конференции по вопросам эндаументов, где встречаются все заинтересованные люди со всей России.

И через месяц, 6 апреля 2018 года, на конференции «Эндаументы 2018», организованной Фондом Потанина и Фондом «Сколково», я встретил Инну Исаеву, директора чебоксарской гимназии № 5 (финалистку конкурса «Директор школы-2010»), которая рассказала, что создала свой эндаумент при поддержке Рыбаков Фонда.

Я ответил, что мы тоже в процессе создания своего фонда и хотим познакомиться с опытом, накопленным в России за последние годы. К разговору присоединились сначала Екатерина Рыбакова, президент и сооснователь Рыбаков Фонда, и Юлия Ульянова, директор Фонда Legacy Endowment Foundation. Они предложили нам разместить наш целевой капитал на своей платформе, специально созданной для подобных школ.

Первая моя реакция – отторжение: как это так – свои кровные деньги (которых к тому же еще и нет) направлять какому-то московскому оператору? Тем более что мы так долго изучали, как все это работает, и готовили документы... Все усилия напрасны?

В процессе переговоров я убедился, что, передав на «платформу» многие организационные, финансовые и правовые вопросы, мы избавляемся от массы хлопот и экономим немалые средства.

Ведь если фонд маленький, то сопровождение его работы может просто «съесть» почти весь заработанный доход. А главное – мы приобретаем мощного партнера, который выведет нас на новый уровень понимания всех тонкостей взращивания нашего целевого капитала.

Приятным бонусом оказалась готовность Игоря Рыбакова поддержать первые школы, создающие эндаументы, и добавить к стартовому капиталу свою существенную часть.

У нас сразу возрос энтузиазм и заработал «турбодвигатель»: когда говоришь с бизнесменами, просто просить деньги – это одно дело, а гарантировать участие серьезного мецената – совсем другое.

Понимание, что твой рубль привлечет дополнительные средства – это весомый аргумент и дополнительный фактор мотивации.

Рекомендации руководителям

На заметку руководителю, собирающему целевой капитал:

  • Надо понимать, что эти деньги будут работать на фондовом рынке.
  • Надо правильно строить переговоры, делая акцент на долгосрочную перспективу.
  • Советуем начать с двух исследований и нескольких шагов.

На первый взгляд, механизм сложный, но зато он имеет длительный эффект, более привлекательный для бизнеса.

Тем спонсорам, которые действительно хотят помочь, надо объяснить, что не стоит сейчас покупать компьютеры, лучше обеспечить возможность обновления компьютерного парка еще на 20–30... лет вперед. То же и с другими программами.

Конечно, риски для эндаументов в нашей стране высоки: они связаны и с курсом рубля, и с флуктуациями фондового рынка, и со многими другими факторами. Однако даже вклад в банке содержит немало рисков, при этом давая невысокую доходность.

А теперь главное – сухой остаток: рекомендации тем руководителям, которые решили встать на путь создания эндаументов (или по крайней мере рассматривают такую возможность).

Исследование № 1.

Проанализируйте работу с выпускниками. Есть ли она вообще (помимо организации юбилейных встреч)? Удовлетворяет ли эта работа современным требованиям? Какую роль играют (и могут играть) выпускники в жизни школы?

Исследование № 2.

Начните поиск выдающихся выпускников, добившихся высоких результатов в различных сферах – от науки и политики до шоу-бизнеса. Подумайте, какую помощь они могут оказать школе в деле создания Фонда целевого капитала (при условии, что вы сами четко понимаете и можете популярно объяснить, зачем вам этот фонд и как он работает).

Шаги

1. Финансовая грамотность.

Вы должны иметь представление о фондовом рынке (что такое акции, облигации, дивиденды и пр.). Без этого вы будете неубедительны, когда вам начнут задавать уточняющие вопросы.

2. Партнеры.

Привлечение выпускников или заинтересованных родителей, которые станут вашими помощниками в проведении переговоров с другими потенциальными меценатами. На переговоры лучше ходить вдвоем и с качественными презентационными материалами.

3. Первоначальный круг.

К кому и в какой очередности вы пойдете за вкладами в свой эндаумент? Последовательность важна, так как согласие одной значимой персоны может стать решающим аргументом для других.

С какими трудностями вы обязательно столкнетесь:

1. Полное незнание, что это за штука такая – эндаумент, или целевой капитал.

2. Недоверие ко всему, что связано с фондовым рынком.

3. Подозрение, что директор снова придумал какую-то махинацию, чтобы нажиться.

4. Неверие, что найдутся люди, готовые дать деньги просто так, в дар.

Вам будут задавать вопросы:

1. А вообще законно ли это?

2. Разве вам бюджет недостаточно выделяет средств?

3. Вдруг все собранные деньги пропадут?

4. Кто и по какому принципу будет распределять доход?

И т.д., и т.п.

Так что будьте во всеоружии, чтобы убедительно на них ответить.

Главное:

Формируйте доверительные долгосрочные партнерские отношения с родителями и выпускниками.

Об этом мы готовы рассказать в следующей статье.

Внимание:

9 декабря 2018 года в Екатеринбурге состоится учредительная конференция Всероссийской Ассоциации школ с эндаументами.

Основные организаторы: Фонд Legacy Endowment Foundation и Рыбаков Фонд. Регистрация по этому адресу. Приглашаем все заинтересованные образовательные организации и лично лидеров «Эврики» приехать в столицу Урала на этот знаковый форум.



Новости





























































Поделиться