В первом классе ученик обводит в прописях километры линий – букв, рисунков, крючков, и не очень-то часто это доставляет ему радость. А радость – самая лучшая мотивация. Не только в учебе и не только в детстве.
Мультипликаторам для отрисовки кадров мультфильма тоже приходится обводить километры одинаковых линий, завитушек, кружков и крючков, почти как школьникам в прописях. Только художники делают это с удовольствием. А почему?
- Во-первых, потому что научили свои руки, что работа – это такой танец, а не тяжкий унылый труд.
- Во-вторых (и главных!), потому что они знают, что эти линии скоро оживут и станут персонажами на экране. А создавать живое – одна из сильнейших естественных радостей.
Так вот, эту радость создавать живое самое время передать детям, обводящим прописи.
Технически это совсем не сложно.
Представьте: каждый ученик обводит на отдельном листочке несколько знаков, крючков, рисунков, все как в обычных прописях. Листочки эти у всех учеников с виду одинаковые, но на самом деле каждый немного отличается от другого – это кадры будущего мультика-кольцовки.
Он так устроен, что за последним кадром без задержки следует первый. Достаточно двенадцати, или даже шести, а иногда и вовсе двух кадров, чтобы герой мог идти и идти не останавливаясь.
И вот, когда все листы обведены, мы собираем их в стопочку и размещаем под камерой (в качестве камеры можно использовать обычный смартфон).
Включаем проектор, телевизор или что-то еще. Сразу же на экране виден верхний лист. Ребенок, который его обводил, радостно узнает свою работу. И всем она видна. Щелчок – и секунд через пять перед нами следующий лист, потом следующий. Через минуту-две все ученики увидели, что они обводили. И все это снято.
Далее начинается самое интересное и волшебное: мы гасим свет, включаем музыку, запускаем кадры один за другим, и герой на экране оживает – начинает идти, лететь, прыгать и (мультик же зациклен!) будет делать это до тех пор,пока мы не нарадуемся на него как следует. Тут зрители аплодируют, и занятие заканчивается. Мы
- получили новую порцию навыка ручного письма,
- приобщились к какому-то приему создания мультипликации – очень полезное дело,
- испытали радость от участия в общем хорошем деле.
Такая работа
- веселит, воодушевляет,
- задает подвижную, осязаемую грань между свободой творить и обязанностью следовать образцу,
- дает каждому ребенку сделать в этом противостоянии свой личный маленький выбор,
- снимает или сильно уменьшает парализующий страх ошибки: каждый видит свои результаты и свои огрехи в живом контексте радостного движения.
Время работы зависит от сложности задания – могут быть и секунды, и минуты, и даже часы. А проверка результата – вывод на экран готового мультика – занимает секунд пять и радует всех – автора, его коллег, учителя, родителей.
А если под руками нет этих самый специальных листов с мультипликацией? Не беда. Даже если вместо разных кадров обвести и сфотографировать одинаковые листы из самых обычных школьных прописей, получается неожиданно живой материал. Каждый же обвел его хоть чуть-чуть по-своему. И при смене кадров изображения начинают дрожать и колебаться – привлекать внимание к тому, как все по-разному выполнили одну и ту же работу.
А если нет компьютера, проектора, фотоаппарата? К любому набору техники можно подстроиться – было бы желание. Можно обойтись вообще без всякой техники, просто листами бумаги, вынутыми из принтера (ну плюс клей и ножницы).
С другой стороны, можно подключить онлайн сервисы интернета, лазерные указки и фонари, планшеты и интерактивные доски, занятия в спортивном зале и на природе. Мы научились вписывать технологию почти в любой набор средств. Повторюсь – было бы желание.
Есть также возможности не групповых, а индивидуальных заданий. При этом работать могут хоть 40 учеников разом, и у каждого получится собственный особенный мультик.
Кроме каллиграфии можно органично встраивать эти затеи в другие занятия начальной школы: развитие речи, изобразительное искусство, математику, окружающий мир, музыку – вплоть до физкультуры.
Правда-правда. Самодельная мультипликация – часть новой общечеловеческой мультимедийной грамотности. Как буквы и цифры, как классная доска – везде пригодится.
Но вовсе не обязательно влезать в это дело настолько сильно. Можно, например, использовать мультипликацию лишь в некоторых особых случаях – как приправу для разнообразия и эффектности.
Любой учитель за одно-два занятия может освоить эту технологию и использовать в меру своих желаний, интересов, технических возможностей.