Без рубрики // Колонка

Обыкновенное чудо

Дети – воплощение чистоты и добра. Они ещe не знают о лицемерии, фальши и «правилах» жизни взрослых. Дети бывают жестоки. Очень. Травля в школе, внутри класса бывает зачастую даже страшнее, чем у взрослых. Два суждения, парадоксально уживающихся в обществе. Потому как оба справедливы.

Обыкновенное чудо
Фото: evenshoham.co

Свидетельств тому множество, и попыток исследования этого феномена – тоже. Примеры можно найти и в одном из самых массовых искусств – кино. Тема взаимоотношений внутри школы, понимания детьми «хорошего» и «плохого», границ жестокости и доброты постоянно затрагивается мировым кинематографом. Для примера возьмем фильм «Чудо» Стивена Чбоски, на который еще можно успеть попасть. Он об истории мальчика по имени Август (Огги) Пулман, который, как и все его сверстники, любит «Звездные войны», играет в компьютерные игры и мечтает полететь в космос. Единственное, что отличает его от окружающих— внешний вид: в свои десять лет он перенес 27 операций, в том числе на лице.

В детстве его воспитанием и образованием занималась мать, но когда мальчику исполнилось одиннадцать лет и настала пора идти в 5-й класс, родители решили отдать Огги в общеобразовательную школу. Перипетии, несчастные и счастливые истории, первые предательства и настоящая дружба – зрители проводят рядом с главным героем весь его первый учебный год.

И здесь появляется не главный, но очень значимый персонаж – мистер Браун, учитель и классный руководитель мальчика. На своих уроках на доску он каждый раз выносит цитату, которую затем обсуждает с детьми, разъясняя ее смысл и стремясь передать жизненную значимость сказанного: «Будь добрым, ведь мы все ведeм тяжeлую битву», «Выбирая между правотой и добротой, выбери доброту». Мистер Браун не устает напоминать и о том, как важно мыслить и рассуждать: «Кем бы я хотел стать в жизни? Задавайте себе этот вопрос постоянно!».

Появляется и еще один важный человек – директор школы. Красной нитью через всю историю Огги в фильме проходит влияние этих людей на судьбу мальчика и его одноклассников. Когда над Огги начинает издеваться один из учеников, его друг бросается на обидчика и одерживает победу. Потом в объяснительной записке он напишет, что не скажет, почему так поступил – не захочет ябедничать и вызывать еще более негативную реакцию со стороны учеников, издевавшихся над Огги. Директор ответит, что драться – плохо, но если ты защищаешь честь друга, то ему повезло, что рядом с ним такой хороший человек. И отстранит «провинившегося» от занятий лишь на день.

А родителей издевавшегося (и пострадавшего) ученика вызовет для беседы. Когда они заявят, что их ребенок не обязан учиться с таким «уродом», и решат забрать его из школы, произойдет подлинное чудо. Сквозь слезы на прощание мальчик скажет директору: «Мне очень стыдно». Директор кивнет и ответит искренне: «Я знаю». Мальчик поймет его, и будет видно, сколь значимо для него, что директор увидел его таким, каким никогда не видели надменные и поверхностные родители. И, возможно, впервые задумается о том, кто он и каким человеком хочет стать в будущем.

Но чудеса понимания, принятия и сострадания встречаются не только в фильмах.

...Общеобразовательная школа в Израиле. К классному руководителю приходит мать одной из учениц с новостью о возвращении дочери в класс после болезни. Для матери важно предупредить, что дочь проходила курс химиотерапии и потому появится в школе облысевшей. Боится и девочка: как отреагирует класс? Не будут ли над ней насмехаться? Да, она смогла победить болезнь и жизнь продолжается, самое страшное позади. Но возвращение в прежний мир – еще один стресс, с которым неизбежно придется столкнуться.

Дети особенно восприимчивы к девиациям, и зачастую реагируют на изменения не самым адекватным образом. Часто просто из внутреннего страха. Онкологическое заболевание – это смерть, это страшно. Детям бывает некомфортно даже просто находиться рядом с теми, кто уже победил болезнь. И лысая голова – как одна из «меток» такого страха. Прими класс девочку плохо, с насмешками и перешептываниями за спиной, кто знает, чем могло бы обернуться для нее такое возвращение. Депрессия, проблемы с адаптацией не только в школе, но и дальше, во взрослой жизни; ощущение того, как окружающие не рады тому, что ты здесь, рядом, после такой тяжелой болезни. Именно поэтому мать решает заранее предупредить учителя, чтобы тот поговорил с детьми.

На следующий день, когда девочка вернулась в школу, ее ожидал сюрприз – все одноклассники обрили головы наголо.

Ответ на вопрос о том, какую роль здесь сыграл педагог, какую – семья, а какую – сами дети, неоднозначен и не прост в разборе.

Как реагируют взрослые на подобные истории? Зачастую двояко: либо слезы умиления и высказывания о вере в лучшие стороны человеческой натуры, либо восклицания: «Так не бывает!», «Это фольклор, не более!». Почему нам действительно так сложно поверить, что дети, ежедневно переживающие вместе радости и неприятности, контрольные и родительские собрания, этапы совместного взросления, не в силах поддержать друг друга? «А дети сами на это согласились?» – Сами. «Учитель их не заставлял?» – Ну подумайте: разве может педагог заставить детей обрить головы? Нет. Но он может сказать о том, как важна будет для девочки поддержка именно в этот момент, насколько ценны для нее вера и понимание, любовь одноклассников. Учитель в этом случае может обозначить нравственный ориентир, дать толчок к действию, решению, поступкам. Но само решение приняли дети. И то, что решение было именно таким – настоящее обыкновенное чудо.

Почему же, если задуматься, взрослые воспринимают такие события как чудо? Не потому ли, что далеко не все способны на столь же непосредственное проявление нравственного чувства? Наши дети, наши ученики постоянно наблюдают за нами и учатся не столько со слов, сколько «с нас самих». И если наши «воспитательные слова» расходятся с поведением, происходит прямо противоположное, совершенно необыкновенное чудо – дети «вдруг» начинают удивлять нас прагматизмом, цинизмом, ложью и двойными стандартами.

Нельзя представить методическое пособие, озаглавленное «Формирование готовности к добровольному бритью голов всем классом в знак солидарности с товарищем, прошедшим курс химиотерапии». Но ведь случается же, без пособий, требований и стандартов.

А если задуматься – как?


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube