Давайте посмотрим на то, как выстроен этот процесс. Обычно в региональном бюджете закладываются какие-то средства на повышение квалификации педагогов. Нормой измерения выступает фиксированная стоимость 1 часа программы на 1 педагога (то есть это сумма, которую готов на педагога потратить бюджет). Далее производится сбор информации о программах, которые готовы провести для педагогов местные учреждения образования, по некоторым направлениям есть и плановые показатели.
Например, при внедрении нового ФГОС необходимо обучить по одному человеку из каждой организации, чтобы потом не было вопросов при внедрении ФГОС, а большая часть вопросов решалась внутри организации. Аналогично планируется повышение квалификации при поставке специализированного оборудования, например, интерактивных досок или мобильных классов. Неправильно и нелогично поставлять оборудование без обучения педагогов. Так формируется список из программ и количестве мест на них.
Дальше список программ рассылается по всем учреждениям образования и всем муниципалитетам для сбора заявок. Заявок приходит очень много, начинается процесс их обработки. Критериев в этом процессе очень много, это и квоты по количеству курсов за бюджет для каждого муниципалитета, и обязательные тематики курсов, и стратегия развития образовательных направлений в различных муниципалитетах или образовательных организациях и т.д. В общем происходит таинство распределения людей по курсам.
Кстати сказать, про график проведения курсов в момент выбора и подачи заявок педагоги ничего не знают, да и в случае предоставления информации о графике курсов, гарантировать, что курсы начнутся именно в эти сроки невозможно. Многое зависит и от условий комплектования групп, и от занятости аудиторного фонда, и от множества других параметров. К тому же часто у педагогов в момент выбора есть только список курсов, чаще всего на бумаге с указанием только наименований и количества часов. И вот когда все согласовано, в учреждения приходят разнарядки выслать педагога на повышение квалификации по тому курсу, куда его записали...
Педагог наконец-то узнает график занятий на курсах и место проведения, и понимает, что совместить это повышение квалификации с жизнью не получится, ведь у него есть учебный процесс, занятия, которые надо куда-то перенести, или место проведения повышения квалификации неудобно расположено, а у педагога дети, которых надо водить в сад или нельзя оставить одних... Он, конечно, может отказаться, но в этом случае «бесплатное» бюджетное место сгорает, а у него аттестация на носу и т.д.
В итоге все происходит прозаично: педагоги записываются не на те курсы, куда хотят, а на те куда оплатят. Едут, слушают ненужную им тему не по профилю, возвращаются в организацию и не могут передать этот опыт коллегам. В результате и бюджетные средства потрачены и эффекта нужного нет.
Дальше ситуация развивается тоже интересно, педагог выискивает на просторах интернета подходящий для себя курс за свои деньги и записывается в удобный для него график. Но возникает масса вопросов, неужели в мире цифровой экономики нельзя эту ситуацию изменить? Например, можно выдавать каждому педагогу ваучер на определенную сумму, который он может приложить к оплате за интересующий его курс, по образу и подобию работы страхового полиса и приема врачей.
Можно анализировать деятельность педагога, его рабочие программы и прогнозировать потребность в тех или иных полезных для него курсах, а не в очередной раз записывать его туда, где есть место. Можно из всех заявленных программ сделать маркетплейс регионального уровня, собирать через него заявки и видеть какие курсы больше востребованы, собирать отзывы, собирать заявки на следующий год по тематикам, строить рейтинги и многое другое.
Причем педагоги, записываясь в интернете, могли бы сразу видеть и расписание, и стоимость, и содержание курса и многое другое, что способствовало бы правильному выбору. Но нет, мы пока в аналоговом мире мела и доски, рассылок по факсам и взаимной профанации: одни делают вид что слушают курсы, сдавая корочку в аттестационную папку, другие делают вид что верят в полезность курсов и эффективность потраченных бюджетных средств.