Впервые в России.
Меня не должно было быть в списке тех, кому позднее вручили свидетельства государственного образца о тьюторской подготовке. Тьюторы в Гуманитарном лицее (где я работаю до сих пор) появились в 1997 году. Они ездили на стажировку в Томск, до хрипоты спорили о первых тьюторских результатах – короче, жили какой-то другой жизнью, отличной от моей. И я до сих пор удивляюсь, каким образом оказалась в числе первой группы слушателей.
Сохранилось ощущение от того времени. От перрона уходит поезд, в последнем вагоне Михаил Петрович Черемных, директор моего лицея. Он призывно машет рукой и кричит: «Давай, еще успеешь!». И я вскочила...
Оказалось, тьюторство – это безумно интересно! С ним я полностью изменила свой предмет – географию. И многие мои ученики впоследствии поступили на географические, геологические, экономические факультеты разных вузов страны.
Но однажды я задумалась: какое имею право «двигать» ребенка в одну сторону, показывать ему только один путь? Задача тьютора – показать своим подопечным разные векторы индивидуального образования и быть тем человеком, с которым можно все это обсуждать.
Подчеркну: у тьютора всегда есть четкое понимание, что выбор делает сам человек. Лишь после сделанного выбора тьютор может подключаться как советник и помощник: подсказать, какие предметы сдавать на ЕГЭ, дать консультации по индивидуальному учебному плану, найти при надобности научного руководителя проекта, репетитора. Я на себя ребят не замыкаю – скорее, работаю как социальный продюсер, как посредник между школой и социумом. Чем больше связей у тьютора, тем успешнее идет выбор ориентиров. По сути, я создаю ребятам поле, наполненное людьми, грантами, конкурсами… И поэтому, на мой взгляд, тьютор – профессия не массовая.
«Тьюторские истории» появились благодаря родителям, которые сейчас являются основным заказчиком моей услуги на рынке открытого образования. Сначала я долго и научно объясняла им, чем тьютор отличается от учителя, классного руководителя, психолога, коуча, профориентатора. Но потом решила рассказывать истории из практики.
«Я люблю моду»
Какое это трудное дело – обнаруживать в нынешнем поколении образовательные интересы! Как старатель, ищущий золото, тьютор продирается через завалы идей и мнений тьюторанта. А вопросов всего два: какое дело доставляет тебе истинное удовольствие? И что возможно капитализировать в будущую профессию?
В хоре голосов любящих математику, физику, английский язык или информатику тьютор редко, но обнаруживает «я люблю кино», «я люблю мотоциклы» или «я люблю моду». Вот о моде и поговорим.
Почти все девчонки любят эту тему. Листают модные журналы, читают блоги, ходят по торговым центрам и бутикам. Но никто из них не рассматривает эту любовь к моде как средство своего существования. Впрочем, есть исключения.
Тьютор до сих пор дружит с Л. Она уже взрослая, у нее двое детей и бизнес, связанный с модой. Шить девочка начала еще в лицее. Обшивала всех одноклассниц, зарабатывая при этом первые деньги. Стиль Л. был весьма своеобразный. Казалось, такой креатив в одежде не будет востребован никогда и никем. А ведь нет! Спустя годы известная скандальная кинорежиссер Валерия Гай Германика стала клиенткой нашей Л.
Модный блогер
Тьютор тоже любит моду. Особенно нравится тьютору «серфить» вместе со своей дочкой по блогам всяких модных девиц. И вот как-то раз в этих свободных шатаниях по Интернету тьютор читает в одном из блогов: «Извините, долго не писала. У нас в лицее была деловая игра, где тьюторы помогали нам с определением темы исследования и проекта». Упс! Выяснилось, что чудесный модный блог (на двух языках!) ведет девочка В. из города Воткинска.
Блог профессиональный. И акции модных брендов она проводит, и рекламу размещает, и деньги на этом зарабатывает. Тьютор мог бы знать о ее интересе, если бы она была у него на консультации во время игры «Мое дело» для десятиклассников Воткинского лицея. Но тем и интересно это случайное открытие.
«Значимый Взрослый»
Очень волнует тьютора в последнее время эта тема. Всех своих знакомых он мучает одним вопросом: был ли в их детстве и юности «Значимый Взрослый»? Гипотеза состоит в том, что все наши успехи, достигнутые в зрелом возрасте, связаны с этим человеком.
Начал тьютор с себя. Первый «Значимый» для него – это заведующий кафедрой Удмуртского государственного университета. К нему будущий тьютор пришел благодаря своей школьной учительнице. Сейчас даже трудно представить, чтобы какой-нибудь «ученый муж» бесплатно занимался с ребенком исследованием. Темы страшные! Слова непонятные! И возился, и терпеливо объяснял, и все годы студенчества был наставником. И гордился, если были успехи. Дружим до сих пор, с радостью встречаемся.
Второй «Значимый» – тренер команды, где будущий тьютор безрезультатно занимался волейболом. Рост маловат, вес великоват. Но никого не гнали. Полученные жизненные уроки осознаются только сейчас.
Первый урок – работа в команде.
Успех и поражение, которые идут рядом, – это второй урок. Ужас охватывает, когда видишь, как кто-то «пуляет» мяч в сетку при подаче. И радость, когда берешь невозможный мяч!
И, наконец, никогда не надо думать о том, что ты чего-то не сможешь.
Тренера уже нет на этом свете, но «команда молодости нашей» рядом.
Тьютору везло на «Значимых Взрослых», а эти двое сформировали его больше всего. Он по-прежнему исследователь и человек, предпочитающий создавать и работать в команде.
«Я хочу, чтобы меня строили!»
Уже много лет тьютор вспоминает эту девочку. Все остальные после окончания школы забегают к нему, а она нет.
Был 11-й класс, точнее его середина. И тут у девочки началась паника. Тьютор, кстати, каждый год наблюдает панику у выпускников. «Я ничего не успеваю. Я устал. Я никуда не поступлю. Родители говорят, иди туда, где много бюджетных мест…». Тьютор всегда с грустью слышит эти разговоры, он понимает, что их причина, скорее всего, в слабости цели. Однако в разговоре с той девочкой возник другой сюжет. В своих трудностях она обвинила школу. «Лучше бы вы нас строили», – сказала она тьютору.
Рассказы о том, что сейчас трудно, но зато она получает главные уроки своей жизни, что учиться надо для себя, а не для мамы/папы/учителя, она не слышала.
Примеры про мальчика-победителя всероссийских олимпиад из соседней школы, который не смог учиться в МГУ, потому что полгода не ходил на лекции и играл в компьютерные игры, тоже не убедили. «Я хочу, чтобы меня строили!» Не были услышаны примеры про студентов 2–3-х курсов, которые часто приходят к тьютору с проблемой: то, что они умеют, – это не их выбор. Многие из них были отличниками и олимпиадниками в «жестких» школах – с ярко выраженной профилизацией в раннем подростковом возрасте и дальнейшей муштрой. Не научили в школьные годы самостоятельно ставить цели и работать, вот и ищут они очередного взрослого на роль «тренера». Отсюда, кстати, такой активный запрос на коучей у этой категории потом, во взрослой жизни.
Расстались мы хорошо, но осадок остался...
Финал. Девочка поступила в Удмуртский государственный технический университет. Год занималась по тому предмету, который не дал ей возможности поступить в престижный вуз в столице. Успешно пересдала ЕГЭ и поступила на бюджет в вуз-мечту, где сейчас и учится.
Секреты успеха
Жил-был тьютор. Он понимал, что время героев, на которых вырос сам, никак не форматируется с новым поколением. Ну нет героев у этого поколения! Следовательно, нет и образцов. Единственное, что цепляло этих детей, – слова «секреты успеха».
И вот начал тьютор устраивать ситуации, где дети видели бы успешный результат. Приглашал бывших учеников: руководителей собственного бизнеса, успешных управленцев, аналитиков, политиков и т.д.
Всё вроде бы хорошо. Только какие-то гендерные изменения у этих детей начались. В то время как девочки дописывали очередной проект, чтобы получить грант на его реализацию, их одноклассники-мальчики вырезали снежинки и занимались новогодним оформлением. Короче, кошмар! И тут тьютор понял, что забыл показать детям свою ученицу – маму трех замечательных детей, певицу и композитора, жену очень известного и талантливого художника. Марийка, спасибо тебе за восстановление правильной гендерной картины мира у нынешнего поколения детей!
Вокал или аптека
Девочке Н. пришло время определиться с планами на будущее. Ее планы стать певицей никак не соответствуют планам ее мамы – заведующей аптекой со стабильным доходом. Конфликт казался неизбежным.
Мы сделали всего две вещи.
Первое – получили экспертную оценку преподавателя музыкального училища относительно вокальных данных девочки. Профессор дал однозначную оценку: «Супер!»
Второе – создали ситуацию пробного освоения профессии фармацевта в аптеке мамы. Запах лекарств вызвал у девочки стойкую тошноту.
Конфликт не случился. Сейчас эта замечательная девочка Н. заканчивает консерваторию по классу вокала и абсолютно счастлива, потому что занимается любимым делом.
Не навредил
Просматривая чат в группе, которую ведет один заботливый педагог (уже после окончания ее детьми школы), тьютор вдруг понял, в чем отличие результативности работы тьютора и педагога. Это различие в привязанности.
«Спасибо, Мария Ивановна! – пишут выпускники. – Вы самый лучший учитель, классный руководитель, директор (варианты возможны). Как бы мы без Вас!»
А хороший результат работы тьютора – когда ребенок совместный результат воспринимает как собственный. Вот в этом случае тьютор молодец. Не навредил.
Про тьюторское сопровождение
В уже взрослом возрасте попал тьютор на Красное море и заболел… плаванием с маской. Все свободное время, которое другие отдыхающие тратили на чтение под зонтиком, танцы и экскурсии, посвящал этому увлекательному занятию. «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна». Только вместо звезд – уникальные обитатели моря. Экскурсии, конечно, тоже были, но только те, где плавали с маской.
В открытом море, при волнах, с минимальным количеством спасательных средств… Два инструктора периодически хватали тьютора за ногу, чтобы не отплывал далеко.
Откуда такая смелость? Из детства. В городе, в котором вырос тьютор, есть огромный водоем площадью 11 на 2 километра. Вот эти два километра и приходилось переплывать во время летних тренировок в спортивном лагере 14–15-летним подросткам. Было не страшно! И знаете, почему? Потому что тренер плыл впереди на веслах. И когда становилось страшно или уставали, достаточно было схватиться за борт лодки. Маленький подвиг, который тьютор совершал под сопровождением тренера, привел к тому, что ему сейчас, во взрослой жизни, не страшно в открытом море!