Экономика // Комментарий эксперта

Лишних денег не бывает, но тратить их надо с умом

В России повышать бюджетные расходы на образование нужно, но при этом надо иметь четкое понимание, куда вкладывать бюджетные средства

– В чем, по-вашему, главная опасность недофинансирования системы образования?

– Основная опасность недофинансирования системы образования в том, что никто не знает, насколько оно недофинансировано, поэтому можно постоянно говорить об этом и, кроме того, мало что делать, ссылаясь на это самое недофинансирование. Еще под флагом недофинансирования можно воровать, поскольку всем известно, что денег не хватает. А можно просто неэффективно тратить бюджетные средства, опять-таки сваливая все на недофинансирование. С данными по доле ВВП, идущей на образование, надо быть очень аккуратными.

А сейчас приводятся одни цифры и не приводятся другие. Например, не приводятся цифры по Японии, где государство стабильно тратит на образование 3,2% ВВП, но как-то все уверены, что с образованием в Японии все неплохо. По Китаю, где государственные расходы на образование до последнего времени не превышали 2,5% ВВП, а высшее образование является платным для всех, при этом в Китае сейчас почти 30 млн студентов вузов, и он – вторая экономика мира. А есть еще Йемен – одна из самых бедных стран мира, которая тратит на образование 8,6% ВВП, но мы ничего не слышали про успехи ее учащихся на образовательной ниве.

Из приведенных фактов не следует, что в России не надо повышать бюджетные расходы на образование – несомненно нужно, но при этом надо иметь четкое понимание, куда вкладывать бюджетные средства. А то будет, как с заработной платой учителей: затрачены большие бюджетные средства, многие регионы попали в результате выполнения майских указов Президента в тяжелое финансовое положение, а значительное повышение своей зарплаты почувствовали всего 6% педагогических работников школ. При этом с 2016 года в учительской среде нарастает недовольство размером оплаты труда, которое сейчас достигло 63,5%.

Согласны ли вы с Олегом Смолиным, что дополнительные средства следует направлять не в Резервный фонд, а непосредственно в сферу образования?

– Решение вопроса – тратить ли деньги на школы или направлять их в Резервный фонд – зависит от прогноза развития экономики. Надо ли в семье откладывать деньги на черный день? Большинство нормальных людей ответит, что нужно. При этом кто-то из домочадцев наверняка будет не доволен: всегда найдутся траты, которые кажутся разумными в противовес сбережениям. Но если наша экономика не выйдет из кризиса или будет расти медленно, то из Резервного фонда придется брать деньги и на зарплаты бюджетникам, и на то же образование, как и фактически брали все эти годы. А вот пропорцию между сбережениями и текущими тратами надо серьезно обсуждать. Особенно, когда многие траты в нашем государстве непрозрачны.

– Есть ли связь между увеличением объема финансирования образовательной сферы и повышением качества образования?

– Связь между увеличением финансирования и качеством образования есть, но она далеко не прямая. Как правило, увеличение финансирования чаще всего обеспечивает сохранение достигнутого качества. Помимо этого, дополнительных средств требует развитие системы образования: то, что кажется хорошим сегодня, будет рассматриваться как недостаточное завтра, хотя уровень обучения объективно останется прежним. Должны меняться образовательные технологии, образовательная среда, квалификация учителей. Словом, лишних денег не бывает, но тратить их надо с умом.



Новости





























































Поделиться