Аналитика // Статья

Во имя его грядущего счастья и успехов

Я никогда не собирался становиться медийной фигурой, в мои планы не входило кого-либо просвещать, вразумлять, сеять таким путем разумное, доброе, вечное…

Я никогда не собирался становиться медийной фигурой, в мои планы не входило кого-либо просвещать, вразумлять, сеять таким путем разумное, доброе, вечное… Впрочем, это я немножко лукавлю, ведь сеять разумное, доброе, вечное – моя профессиональная обязанность, на работе мне приходится обучать будущих педагогов и детских психологов. Поводом для этих записей послужила случайно увиденная мной на Фейсбуке дискуссия: следует ли насильно заставлять своего ребенка заниматься чем-то ему неприятным и неинтересным во имя его грядущего счастья и успехов. Видимо, во мне пробудился Родитель (к счастью, не по Э. Берну), и ему показалось необходимым высказаться по этому поводу.

Меня интересует, какие именно аргументы склонны приводить спорящие стороны для доказательства своей правоты. Особенно – аргументы тех, кто готов своего ребенка, как написал один участник дискуссии, «заставлять, заставлять, заставлять».

Итак, предлагаю четыре варианта на выбор.

Вариант первый (самый распространенный): аргументы вообще не нужны. Ребенка необходимо «принуждать к счастью», потому что он маленький и сам ничего еще понять не способен.

Вариант второй. Насилие над ребенком (для его же блага!) – это старый и проверенный временем способ сделать его «настоящим человеком». Так поступали наши деды и прадеды, и нам, стало быть, умничать не пристало. (Как тут не вспомнить незабвенного Аркадия Райкина: я – Сидоров, отец мой – Сидоров, и отец порол меня как сидорову козу). Другими словами, такая «народная педагогика» успешно послужит и в XXI веке.

Вариант третий: «Мои родители со мной не церемонились и заставляли меня делать то, чего мне делать не хотелось. Да, тогда мне было горько и обидно, зато посмотрите на меня теперь: каким я стал! Какой я образованный! Какой я успешный!». С такой «аргументацией» можно встретиться и в социальных сетях, и не только… (Разве что вместо «я» сторонники этого способа доказательств часто используют «мы», выступая от имени целых поколений.)

Есть и еще один вариант: Посмотрите на меня! Я – типичный неудачник, лузер, жалкая, ничтожная личность. Я ничего не добился в жизни, упустил все, что можно. А все почему? А потому, что мои родители вовремя не заставили меня взяться за ум, не преодолели моего буйного сопротивления, не ткнули мордой в блюдце с молоком!». Нечто похожее можно услышать от некоторых субъектов, обремененных тяготами нерешенных экзистенциальных проблем.

Будут еще аргументы? Мне не встречались. Тогда зададимся вопросом: какие из этих позиций могут рассматриваться в серьезном споре? (А предмет спора действительно очень и очень серьезный.)

Этому блогу мне хотелось бы отвести роль своего рода «переговорной площадки» в таинственном мире детской психологии, на которой любой (и я сам в том числе) может делиться опытом (как собственным, так и друзей и коллег) и высказывать различные (желательно спорные, острые, неочевидные, парадоксальные) идеи…

Разговор на эти темы давно, по-моему, назрел. Вот я и предлагаю начать!



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться