Мы вообще стараемся выполнять все свои обещания», – подвела итоги работы в 2017 году Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова.
– Вместе с министерством образования мы успешно продвигаем новый школьный предмет – «Семьяведение», – рассказывает она. – Сегодня курс уроков семейного счастья практически разработан. Осталось решить, как этот предмет будет преподаваться в школах, будет ли это факультатив или отдельные, разовые уроки.
По словам Анны Кузнецовой, запрос в обществе на настоящие семейные ценности очень высок. И молодые люди, вопреки всем разговорам о нравственном кризисе и новых вызовах, к которым традиционная семья не готова, мечтают о семье, в которой будет муж, жена и как минимум двое детей. Но без поддержки вырастить детей, особенно в многодетной семье, непросто.
– Треть всех обращений в аппарат уполномоченного касаются проблем с жильем: как получить льготный кредит, как встать в очередь, – говорит детский омбудсмен. – Буквально на днях обратилась мама ребенка-инвалида, местные власти отказались поставить ее в очередь на получение жилья, потому что их доход, состоящий в основном из пенсии ребенка, на 1000 рублей превышает установленный минимум.
По-новому зазвучала тема дошкольного сопровождения ребенка. Так, президент поставил задачу вернуть в систему образования ясли.
– В целом по стране дети обеспечены детскими садами на 90 процентов, – озвучивает Анна Кузнецова результаты мониторинга. – Но остаются отдаленные населенные пункты, где строить сады просто невыгодно. Решить эту проблему можно, развивая институт социальных нянь.
Омбудсмен убеждена: лучше вкладывать деньги не в цемент, а в детей. Тем более что во многих регионах такие выездные воспитатели уже успешно работают.
– Серьезным вызовом стал деструктивный контент в Интернете, – продолжает Анна Кузнецова. – Работа была проведена огромная, но мы столкнулись с неожиданной проблемой – родители не знают, куда обращаться в сложной ситуации.
Центры есть, специалисты есть, а дети и родители остаются без помощи. Так родился наш проект единой телефонной службы помощи 117.
Уполномоченный напомнила, что был принят закон, ужесточающий ответственность за призывы к суициду, но добавила, что одними запретами и блокировками проблему не решить. С этой задачей успешно справляется Роскомнадзор, а все остальные должны сконцентрировать усилия на создании альтернативного позитивного контента для детей.
– Простой пример: в этом году сняли 77 детских фильмов, из них до большого экрана дошли только 10. А где детям искать новых положительных героев? – спрашивает она.
В этом году много говорилось о проблемах приемных семей, начиная с семьи Дель и заканчивая историей приемной матери из Хакасии. И вот новый тревожный звоночек – в Москве приемным семьям предлагают подписать дополнительно соглашение, которое в разы ужесточает контроль за ними.
– В одном из регионов мы обнаружили 90 процентов возвратов детей в социальные учреждения. Спрашиваем, почему, а нам отвечают: «Это же трудные подростки», – рассказывает Анна Кузнецова. – Очень остро стоит вопрос помощи приемным семьям. Сами родители уже нашли эффективный способ: семейные клубы. Они самоорганизуются, встречаются, решают проблемы. Единственное, о чем они просят, это специалисты. Вопрос компетенции и профессионализма принципиален.
Ко всем нововведениям, касающимся семьи, Анна Юрьевна относится настороженно. Она убеждена: эксперименты на детях недопустимы.
– Мы очень любим перегибать. Сначала ставим цель устроить всех детей в семьи, и вот уже власти рапортуют о сокращении количества детских домов, – объясняет она. – Теперь дети в семье, но уперлись в другую крайность: все чаще стали звучать негативные истории о приемных семьях. Я против таких игр с детьми и законами.
По словам омбудсмена, каждый случай изъятия детей из семьи тщательно изучался. Нарушения были разные, где-то органы опеки настойчиво предлагали родителям самим написать заявление о передаче детей в соцучреждения, где-то были выявлены случаи неправомерного вмешательства в семью, но чаще всего обнаруживают нарушения в ведении документации или в несоблюдении сроков.
– Для меня качественный показатель работы органов опеки – это количество возвращенных в семьи детей, – говорит Анна Кузнецова. – Свои предложения на эту тему мы направим в администрацию президента. Но многие регионы действуют на опережение и принимают местные законы, которые регулируют работу органов опеки и попечительства.
В ближайших планах детского омбудсмена – настоять на принятии федерального закона о многодетных семьях. Априори считается, что это семья, в которой трое и более детей, но само понятие «многодетная семья» нигде не закреплено.
– У нас есть стратегические документы, Концепция десятилетия детства, поручения президента, определяющие вектор законодательных инициатив, и все они направлены на поддержку семьи. Представителям исполнительной власти стоит внимательнее к этому относиться, – добавила Кузнецова.
Анна Кузнецова считает знаковым, что именно в 2018 году, объявленном Годом волонтера, стартует программа «Десятилетие детства».
– На самом деле все в наших руках. Но надо не просто хотеть что-то изменить, а делать, – подчеркнула она.