В «Серебряном университете» практически нет студентов-мужчин — в лучшем случае один на группу. Зато много активных женщин — некоторые из них уже прабабушки, но назвать их старушками не поворачивается язык. Они делают кукол, познают интернет, гуляют по Москве и точно знают: жизнь на пенсии есть. И очень насыщенная.
О «Серебряном университете»
Это совместный проект столичного департамента труда и социальной защиты населения и Московского городского педагогического университета (МГПУ). Обучение бесплатное. В университете можно учиться просто для «общего развития» знакомиться с основами журналистики или психологии, танцевать или подтягивать финансовую грамотность. А можно получить рабочую профессию — например, няни или изготовителя кукол. Все подробности можно узнать на сайте МГПУ.
Курс «Изготовитель игровых кукол»
«Студенты с удовольствием выполняют домашние задания, причем даже когда их не задаешь», — говорит преподаватель Ольга Груздева. Она учит своих «девочек», как здесь говорят, делать кукол из ваты. Игрушки получаются прочные, с нарисованными лицами и красивыми платьями. Курс продлится два семестра — два занятия в неделю по три академических часа. Предполагается, что выпускницы смогут делать кукол на продажу или проводить мастер-классы.
Что говорят студенты
Ольга Владимировна, 56 лет:
«Я сыну на свадьбу подарила куколок: невесту в свадебном платье и жениха в мотоциклетном «обмундировании» — он тогда мотоциклами увлекался. Когда я их сделала, поняла, что всю жизнь занималась не тем. Хотя профессия бухгалтера мне тоже нравилась. Узнав про этот университет, я сразу сюда прибежала. Самоучкой быть тоже хорошо, но мне не хватало знаний. А здесь дали очень много того, что я даже в интернете не могла найти.
Когда ты молодой, у тебя много увлечений — хочется и потанцевать, и сбегать в кино. А с возрастом человек становится более целеустремленным. В молодости разбрасываешься — если здесь не получилось, побежал туда. А у нас уже времени нет, надо определяться. И я знаю, что в 50+ можно поменять свою жизнь на 180 градусов».
Татьяна, 65 лет:
«Когда я была ребенком, делала такие куклы с бабушкой. Не думала, что в 65 лет вернусь в детство.
Я 40 лет отработала кадровиком, все время была с людьми. Когда делаю куклу, ассоциирую ее с кем-то. Вот эта барышня похожа на мою знакомую преподавательницу английского — манерная такая. А этот снежный мальчик — просто сорванец, напоминает Мишку из моего детства.
Мне жаль, что таких курсов не было лет десять назад. Я понимаю, что 65 лет — это не конец жизни, но чтобы в этом возрасте браться за новое дело… Хотя я знаю, что в 30 лет, например, жизнь еще даже не началась. Она начинается в 50–55. Я первого ребенка родила в 21 год, а второго — в 44. И тогда подумала: а жизнь-то только начинается».
Курс «Современные средства и инструменты удаленного общения»
Цель курса — освоить компьютер для собственного удобства. Например, «подружиться» с сайтом госуслуг (ведь у пенсионера не всегда есть возможность выйти из дома) или научиться пользоваться мессенджерами. В курсе восемь занятий по три академических часа, они проходят раз в неделю. «Учимся с нуля, — рассказывает преподаватель Максим Кораблев. — Некоторые даже не знали, что такое мышка. А про клавиатуру вообще молчу — сочетания клавиш, горячие клавиши… Потихонечку стали привыкать. И вроде уже понятно, для чего клавиатура, для чего мышка».
Что говорят студенты
Ирина, 56 лет:
«Я больше 35 лет проработала медсестрой, а последние одиннадцать — ухаживала за онкобольным мужем. Он умер вскоре после моего выхода на пенсию. Я посидела дома и начала пытаться устроиться на работу. И, к сожалению, столкнулась с реакцией: «Много лет, много лет, много лет…» Мне предлагали быть няней — все-таки образование медицинское, — но я сейчас не готова к уходу за кем-то. Хотя там были бы большие деньги. Еще предлагали горничной, посудомойщицей… Как-то я пыталась устроиться помощником в военкомат на время призыва. Потом администратором в парикмахерскую. И оказалось, что везде нужно работать с компьютером, а я этого не умею.
А потом я узнала о «Серебряном университете». И вот я студентка. Надеюсь, что получу знания и буду дальше работать — могу в гипермаркет, например, пойти».
Людмила, 57 лет:
«Я себя здесь чувствую как первоклассник в 10-м классе. Потому что у всех хоть какие-то навыки обращения с компьютером есть, а у меня совершенно нет. Учусь с нуля. Я инженер, но в далеком прошлом: по семейным обстоятельствам давно ушла с работы, еще до пенсии. Сейчас мне компьютер нужен для удобства — госуслуги, например».
Курс «История и культура Москвы»
Занятия здесь больше похожи на походы в музей, чем на уроки. «Научить тут вряд ли чему-то можно — мы просто говорим о Москве, — рассказывает преподаватель Антон Кошкин. — Я преподаю и в школе, и у молодых студентов. Главное их отличие от людей старшего поколения — в степени заинтересованности. Там она очень невысокая. А здесь все хотят узнать побольше. И жалко, что у нас всего восемь занятий по три академических часа».
Что говорят студенты
Тамара, возраст не раскрывает:
«В нашей группе одни женщины. Почему мужчины не учатся? Во-первых, лень, во-вторых, самоуверенность, в-третьих, стеснение. В-четвертых — их меньше, чем нас.
Зачем я здесь? Я сама себе задавала этот вопрос, когда сюда пришла. Я всю жизнь работала, и вдруг два месяца назад нечаянно оказалась на пенсии. И оказалось, что и без работы есть жизнь. Я сейчас и танцами занимаюсь — зумбой, — и сюда хожу. И еще много всего».
Марья Константиновна, 76 лет:
«О нас говорят: бедные пенсионеры. А я смеюсь: мы и на Канарах, мы и в норковых шубах, а так — да: бедные. На самом деле жизнь в нашем возрасте прекрасна и удивительна — как была, так и осталась.
Я учитель географии, 20 лет на пенсии. Когда-то я сидела за учительским столом, теперь я за этой партой. Для меня это не стыдно. Я не коренная москвичка, и мне хочется больше узнать о столице.
Как не любить Москву? Ругают Москву те, кто любят ругать все подряд. Но она за последние годы совершенно стала другая. Мое любимое место здесь — Парк Победы. Мой отец ушел на фронт и пропал без вести, когда я была ребенком. Каждое 9 мая я иду в Парк Победы с цветами.
Мы, пенсионеры, сейчас добираем все, что когда-то недополучили в жизни. Нам осталось немножко, но сколько — кто его знает? Возьмем все свое».