Без рубрики // Колонка

«Пришельцы» в образовании

В очередной «чеховке» хотел бы отметить устойчивое, фиксируемое учеными и практиками явление, отражавшее общественные изменения в сфере образования в период 1990–2000-х гг. Оно продолжается и сейчас, и, думаю, будет продолжаться в будущем. Речь идет о притоке в сферу образования (в ее организации) специалистов из других сфер деятельности.

«Пришельцы» в образовании

Как правило, это выходцы из науки и искусства, а также бывшие военные: для школ и вузов привычна картина, когда преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности, тренером или замом директора, проректором по безопасности является человек, ранее служивший государству в погонах.

Однако нередки и ситуации, когда специалисты из других областей занимают и «чисто педагогические», и административно-педагогические должности (учителей, заместителей руководителей образовательных организаций по учебной работе, проректоров по учебной, научной, воспитательной работе, руководителей и ректоров).

В этом смысле постоянно повторяющиеся причитания, что, дескать, лучшие выпускники педагогических университетов не идут работать в школу, нужно воспринимать с поправкой на то обстоятельство, что сфера образования по факту является местом притяжения самых разных людей, многие из которых достигли успеха в какой-то иной профессиональной области.

Ценный момент этого процесса в том, что таким образом наша сфера пополняется в основном мужским контингентом, разбавляя традиционное преобладание в ней женщин. Другой положительный фактор – уже давно наметившийся приток в организации профессионального образования работников из сферы бизнеса (в качестве руководителей и их заместителей).

Замечательно, что некоторые из «пришельцев» достигают на новом месте весьма значительных результатов.

Так, например, абсолютным победителем конкурса «Учитель года России-2012» стал Александр Демахин – драматург, лауреат премий «Действующие лица» и «Триумф», выпускник режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская С. Женовача).

По своей работе в Рособрнадзоре также могу из профессиональных представителей ректорского корпуса – бывших военных вспомнить, в частности, Евгения Кострова, ректора Института экономики и культуры, профессора Академии военных наук, почетного работника высшего образования РФ и одновременно – имеющего многочисленные награды участника боевых действий в Афганистане и локальных межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР. Такие работники привносят в сферу образования свой опыт и знания и увеличивают ее совокупный потенциал.

Подчеркну, что говорю в данном случае именно об обычных образовательных организациях высшего образования, готовящих кадры для широкого спектра областей деятельности, а не о специализированных образовательных организациях, относящихся к ведению Минобороны, МВД, ФСБ, Наркоконтроля и других подобных. Руководители и преподаватели этих образовательных организаций по факту являются одновременно служащими соответствующих ведомств. Также вполне естественна ситуация, когда ректором, например, художественного института является известный художник, для которого сам по себе высокий статус в своей профессиональной области может во многом компенсировать отсутствие длительного педагогического опыта.

Однако для укрепления рассматриваемой тенденции система образования должна быть открытой, что предполагает множественность точек входа и благоприятный климат для приходящих извне работников. В этом смысле система образования более толерантна, чем традиционно закрытые системы с мощной внутрикорпоративной солидарностью, как, например, адвокатские сообщества.

С правовой позиции точкой входа в систему образования являются квалификационные требования, которые могут либо ограничивать, либо, наоборот, расширять возможности людей извне. Безусловно, основная функция квалификационных требований – обеспечить приток наиболее подготовленных людей, ограничивая возможность проникновения слабых, но не делая при этом систему полностью закрытой.

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, предусматривает, что в принципе должность учителя может занять человек, не только обладающий высшим образованием или средним профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика», но и высшим образованием, соответствующим преподаваемому предмету, или даже с любым высшим образованием, но с дополнительным профессиональным образованием по направлению деятельности в образовательном учреждении. Таким образом, в применении к должности учителя квалификационные требования не исключают возможностей для притока специалистов извне, устанавливая при этом достаточно серьезные требования по переподготовке.

Тем не менее немного зауженными выглядят квалификационные требования к образованию руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательной организации, предусматривающие необходимость наличия высшего образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или высшего образования и дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики. Как показывает практика, обладание дипломами по данным направлениям в условиях современной России далеко не всегда гарантирует даже знание элементарных управленческих технологий, не говоря о самой способности руководить сложным педагогическим коллективом. Следовательно, выглядит не совсем оправданным установка на управление, экономику и менеджмент в качестве необходимого и единственно возможного базового образования.

Образование в области управления и экономики, безусловно необходимое для руководства образовательной организацией, можно приобрести в режиме переподготовки, уже обладая, например, педагогическим образованием, тем более что, как показывает практика, именно из педагогов получаются прекрасные управленцы во всех областях деятельности.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube