– Экскурсионные автобусы постоянно останавливают сотрудники ГИБДД, и из-за этого поездка растягивается на несколько часов, – рассказывает Юрий Козырев, член общественного совета по малому предпринимательству Курортного района.
Экскурсия, которая была рассчитана на три часа, длится все пять. Конечно, дети устают, успевают проголодаться, а виноватыми оказываются организаторы поездки, ведь по правилам, если школьная экскурсия длится больше трех часов, детей должны кормить в кафе или обеспечивать сухим пайком.
Но бутерброды в дорогу – меньшая из проблем. Самое тяжелое – это за 10 дней до поездки найти нужный автобус и водителя, причем, сама заниматься поисками школа не имеет права, а подает в ГИБДД заявку не на перевозку детей, а на экскурсионное обслуживание. Его осуществляют турфирмы, они играют роль посредников: обращаются в транспортную компанию и заказывают нужный автобус.
– В школе не знают, в какую компанию обратилась турфирма, какие у нее автобусы. И если выяснится, что у компании есть проблемы, то экскурсия просто сорвется, – говорит Ольга Скуратовская, председатель ассоциации классных руководителей Петербурга.
И получается, что вся работа по оформлению документов, по изменениям в учебном плане пойдет насмарку, и в школе никак не смогут повлиять на ситуацию.
– Проблема в том, что в документах, которые подаются за десять дней до поездки, нужно прописать номер конкретной машины и ФИО водителя, – говорит директор одной из крупных транспортных компаний Андрей Козырев. – Но если водитель простудился перед поездкой, то предрейсовый осмотр он не пройдет, значит, с детьми не поедет. И никто его подменить просто так не сможет, нужно заново подавать все документы в ГИБДД. То же самое с автобусом. Если он сломался или попал в ДТП, в рейс этот автобус не выпустят и другим не заменят.
Практика, по словам эксперта, такова, что даже если во время экскурсии происходит авария или поломка автобуса, транспортная компания не имеет права отправить другой. Поэтому дети возвращаются домой пешком. Штрафы за нарушение правил перевозки детей серьезные. Максимальное взыскание доходит до 200 тысяч рублей.
Поэтому транспортным компаниям невыгодно связываться с детскими группами. По оценками Светланы Ивановой, председателя правления содружества гидов и перевозчиков Петербурга, за последний год количество школьных экскурсий в городе упало в два раза. Те поездки, которые все-таки проводятся, организуются по альтернативным схемам. Например, во избежание сложностей с документами, учителя стали возить детей на метро.
Второй вариант – проводить экскурсию по линии родительского комитета. Суть в том, что любой гражданин вправе заказать автобус или экскурсию в турфирме. Соответственно, активисты из родительского комитета заключают договор с турфирмой, так как заявка поступает не от школы, а от физлиц, то в ГИБДД она не оформляется, и в нужный час детей просто везут из школы в музей. В последнее время по такой схеме проводилась львиная доля экскурсий. Правда, перевозчики стали бояться откликаться на такие предложения, ведь четкого критерия, что такое организованная детская группа, нет. Практика такова, что когда автобус останавливает сотрудник ГИБДД, он считает количество взрослых и детей в салоне. Когда родителей много, то он может пропустить автобус, а если взрослых всего два-три человека, то начинается оформление протокола со всеми вытекающими штрафами. Понятно, что массовый отказ от проведения экскурсий вызывает беспокойство как у перевозчиков, так и у педагогического сообщества. Сейчас, участники рынка создают реестр добросовестных перевозчиков. Но вряд-ли он станет решением всех проблем.
Комментарий
Дмитрий Горбатюк, начальник отделения технического надзора 4 отдела УГИБДД ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
– Я не склонен проводить параллели между усилением контроля над экскурсионными автобусами и сокращением числа поездок. Речь идет скорее о нежелании руководителей образовательных учреждений вникать в ситуацию, они просто боятся ответственности.