Качество образования // Комментарий эксперта

Коля в Бундестаге – что это было?

Проблема, конечно, несколько глубже, чем необдуманное и неподготовленное выступление. Чтобы понять это, нужно хоть раз побывать на Ямале. Регион, в котором сосредоточены огромные богатства природных ресурсов, формировался в тесном переплетении культур и традиций.

Коля в Бундестаге – что это было?
Фото Ильи Бронштейна

Столь часто искажаемый нами термин «толерантность» на Ямале имеет совсем иное воплощение. Здесь чтят традиции коренных народов, здесь очень сильная казачья община, здесь сотни километров тундры политы кровью и потом политзаключенных, строивших в тяжелейших полярных условиях железнодорожные пути к месторождениям газа и нефти. Выросшему в этих условиях ребенку довольно трудно объяснить, что в обиходе применительно к истории Великой Отечественной войны мы не делаем различий между словами «немцы» и «фашисты». Он вырос в среде, где невозможно существовать без глубокого уважения к традициям разных народов, как бы ни складывались отношения между этими народами в прошлом.

На улицах Салехарда, столицы Ямала, легко увидеть, как вдоль стены Обдорского острога, ныне центра казачьей общины, в школу вместе спешат русский и ненец. А ведь совсем недавно по историческим меркам, всего-то лет 250 назад, именно стены казачьей крепости были тюрьмой для местных охотников, отказывавшихся платить налоги. Именно сюда пытались прорваться самые лучшие воины ненцев и хантов, пытаясь освободить своих плененных родственников, и получали в ответ артиллерийские залпы. Так как же быть этим школьникам? Неужели им стоит начать предъявлять взаимные претензии?

В контексте этой истории необходимо задуматься о другом: как уберечь подрастающее поколение от искажений истории? Как в рамках школьного курса быть уверенным, что факты и их трактовки приведены верно?

Ответы на эти вопросы, на мой взгляд, сложны только с философской точки зрения. С точки зрения технологии преподавания есть решения. Есть перечень контролируемых элементов содержания, он определен в материалах Федерального института педагогических измерений для проведения процедуры государственной итоговой аттестации, есть Историко-культурный стандарт. Учителю следует всего лишь изучить эти документы и четко запланировать свою работу на учебный год (то есть создать качественную рабочую программу и календарно-тематическое планирование). Но, конечно, переписать оглавление учебника в свое планирование и скачать готовую программу из Интернета будет гораздо легче и быстрее. А еще можно перед выступлением в Бундестаге доклад ребенка не вычитать и не помочь ему уточнить некоторые формулировки. Только вот результат будет совсем не тот, на который рассчитывали.



Новости





























































Поделиться