Столь часто искажаемый нами термин «толерантность» на Ямале имеет совсем иное воплощение. Здесь чтят традиции коренных народов, здесь очень сильная казачья община, здесь сотни километров тундры политы кровью и потом политзаключенных, строивших в тяжелейших полярных условиях железнодорожные пути к месторождениям газа и нефти. Выросшему в этих условиях ребенку довольно трудно объяснить, что в обиходе применительно к истории Великой Отечественной войны мы не делаем различий между словами «немцы» и «фашисты». Он вырос в среде, где невозможно существовать без глубокого уважения к традициям разных народов, как бы ни складывались отношения между этими народами в прошлом.
На улицах Салехарда, столицы Ямала, легко увидеть, как вдоль стены Обдорского острога, ныне центра казачьей общины, в школу вместе спешат русский и ненец. А ведь совсем недавно по историческим меркам, всего-то лет 250 назад, именно стены казачьей крепости были тюрьмой для местных охотников, отказывавшихся платить налоги. Именно сюда пытались прорваться самые лучшие воины ненцев и хантов, пытаясь освободить своих плененных родственников, и получали в ответ артиллерийские залпы. Так как же быть этим школьникам? Неужели им стоит начать предъявлять взаимные претензии?
В контексте этой истории необходимо задуматься о другом: как уберечь подрастающее поколение от искажений истории? Как в рамках школьного курса быть уверенным, что факты и их трактовки приведены верно?
Ответы на эти вопросы, на мой взгляд, сложны только с философской точки зрения. С точки зрения технологии преподавания есть решения. Есть перечень контролируемых элементов содержания, он определен в материалах Федерального института педагогических измерений для проведения процедуры государственной итоговой аттестации, есть Историко-культурный стандарт. Учителю следует всего лишь изучить эти документы и четко запланировать свою работу на учебный год (то есть создать качественную рабочую программу и календарно-тематическое планирование). Но, конечно, переписать оглавление учебника в свое планирование и скачать готовую программу из Интернета будет гораздо легче и быстрее. А еще можно перед выступлением в Бундестаге доклад ребенка не вычитать и не помочь ему уточнить некоторые формулировки. Только вот результат будет совсем не тот, на который рассчитывали.