Веб-док снял журналист Бенжамен Лоран в соавторстве с Клодин Казавеккья, вице-президентом ассоциации Hypersupers и матерью девушки с СДВГ.
По словам Бенжамена Лорана, увлекшись проблемой СДВГ, он быстро понял, что обучение в школе – главная проблема детей с этим синдромом: им трудно сосредоточиться на уроке, сидеть на одном месте, взаимодействовать с другими людьми. Все это отражается на социальной, семейной, школьной и даже внутренней жизни ребенка, поскольку влияет на его самооценку. Со своей стороны, Клодин Казавеккья говорит, что синдром мало изучен, но сейчас 66% детей с СДВГ не успевают в школе.
Веб-док снимался в классах, где обучаются 9 детей с СДВГ. Затем были сняты интервью с детьми, родителями и преподавателями. Особенно журналиста поразило трезвое отношение детей к своей проблеме: они отдают себе отчет, в чем причина их затруднений, и легко говорят об этом. Фильм состоит из четырех частей: начальная школа, коллеж и лицей, а в заключение интервью с профессионалами.
Иногда педагоги готовы считаться с особенностями таких детей: позволяют им вставать во время урока, двигаться, одним словом, осуществляют на практике дифференцированный подход. Такие учителя, как правило, самостоятельно прошли соответствующую подготовку. К сожалению, большинство педагогов не имеют такой подготовки и не готовы учитывать особенности детей с СДВГ. По мнению авторов фильма, педагогическое образование обязательно должно включать знакомство с расстройствами, мешающими обучению в школе.
Что касается родителей детей с СДВГ, их первая обязанность – объяснить учителям, чем страдает их ребенок и какие подходы возможны в данном случае. Дома, особенно при подготовке домашних заданий, неизбежно возникает напряжение: с ребенком приходится торговаться, а он и так измучен целым днем, проведенным в школе в попытках сосредоточиться на уроке. Таким образом, для родителей помощь детям превращается в рабочий день с полной занятостью. С трудностями они сталкиваются постоянно. Добиться профессиональной помощи практически невозможно, но родители любят своих детей и хотят дать им равные с другими шансы.
В свою очередь, Клодин Казавеккья рассказывает о том, как тяжело пришлось в школе ее дочери, страдающей СДВГ. Точнее, тяжело пришлось им обеим: сперва матери нужно было понять, в чем причина трудностей, с которыми сталкивается дочь в процессе обучения, затем сообщить о диагнозе учителям и убедить их помочь. При этом трудности возрастали по мере роста ребенка и при переходе в среднюю школу. По ее словам, все это убедило ее в необходимости учить учителей обучать детей с этим синдромом и выявлять таких детей в классе. Ведь во многом их судьба зависит от преподавателей и их готовности сотрудничать.
Перевела Александра Ратай