В информационном обществе одной из важнейших задач школы становится развитие критического ума у учащихся. В своем последнем педагогическом путеводителе «Научный ум – критический ум» фонд La main à la pâte предлагает инструментарий, который «учит рассуждать» на уроках естественных наук.
«Научный подход позволяет превратить природные способности к наблюдению, исследованию, объяснению и оценке информации, к аргументации и изобретению в мощный инструмент». Идея заключается в том, чтобы сделать развитие критического ума у школьников неотъемлемой частью преподавания научных предметов. Речь идет не о том, чтобы все подвергать сомнению, а о необходимости «научить детей взвешивать информацию и благодаря науке и научным методам снабдить их инструментарием, позволяющим сделать их знания более точными и строгими».
48 видов деятельности, предлагаемых изданием «Научный ум – критический ум», разделены на 5 тематических блоков, постепенно развивающих умение наблюдать, объяснять, оценивать, аргументировать и изобретать. Элена Паскинелли, член фонда и один из соавторов книги, считает, что научный подход, как и анализ СМИ, помогает оттачивать критический ум: «Мы склонны истолковывать то, что наблюдаем, и при этом нередко торопимся, устанавливая ложные причинно-следственные связи». Если каждый раз, когда вы моете окна, идет дождь, это еще не значит, что одно является причиной другого. «Наука – не только источник знания, она помогает нам не впадать в подобные заблуждения».
Навыки, которые позволяет развить это издание, соответствуют основным знаниям и умениям, которые должна давать школа, – например, применение на практике научного подхода, способность экспериментировать, понимание связи между наукой и технологиями, наблюдательность. «Проект помогает школьникам понять, что научное рассуждение не сводится к одной науке, его можно использовать во многих областях, применять в обыденной жизни», – говорит Габриэль Циммерман, биолог и соавтор книги.
Учебная деятельность, которую предлагают авторы книги, была опробована на практике в школе. Дети слишком легко верят всему, что предлагает им Google Images. Посмотрев «документальный» фильм о вымышленном существе, они склонны думать, что все это правда, даже не пытаясь анализировать. Убедившись, что к источникам информации стоит относится критически, они могут попробовать сами сочинять подобные истории, чтобы лучше понять, каким образом ложную информацию можно сделать убедительной. «Это отличный способ научить школьников быть бдительными по отношению к источникам информации», – говорит преподавательница коллежа, проводившая со своими учениками такие занятия.
Перевела Александра Ратай