День учителя относится к разряду праздников с размытой «фокусировкой». Почти 30 лет мы встречали этот торжественный день в конце сентября – в первое воскресенье октября, и вот уже более 20 лет (с 1994 года) День учителя официально «прикреплен» к 5 октября, став международным. Но доныне учителей поздравляют как по «старому стилю», так и по «новому». Суть праздника состоит, однако, не в поздравлениях (которых мы, естественно, ждем), а в том, чтобы привлечь внимание к проблемам и нуждам учителей. «Год учителя» у нас давно отгремел, а проблемы и нужды остались и, мягко сказать, возросли. И сегодня я буду крайне пристрастен и встану на защиту учителя, которого стало модным обижать и винить во всех прегрешениях.
Конечно, учительский корпус разнообразен, но мой обобщенный портрет учителя складывается из «автопортретов» таких педагогов, как историк Л.С. Филиппова, учитель труда М.И. Изотов, учителя математики Н.П. Яворская и В.А. Шишкина, учитель биологии и права М.А. Рачева.
Они сердце отдали детям – это так. Не ацтекские жрецы его вынули, а люди сами отдали, добровольно, ответственно. Многие из них не устроили свою «личную жизнь», но служение педагогике превратилось в их личную жизнь: призвание не делится на отрасли бытия. И вот этот портрет стал мишенью критики, порой обоснованной, зачастую – предвзятой, нечестной. Не унижайте учителя жалобами, окриками, нагоняями, не истязайте его бесконечными директивами, оформлением кучи бумаг, нелепыми курсами, проверками и «срезами», не отнимайте у учителя надежду, осмысленность, вдохновение. Наш учитель хрупок, но и прочен одновременно, он – труженик, он – страдалец. Его не раз «реформировали», но он переживал эти реформы, будто набрав воздуху для очередного нырка, и снова упрямо продолжал идти путем своей миссии.
На днях я узнал страшную вещь.
Из хорошей по всем рейтингам школы с углубленным изучением французского языка была изгнана прямо к празднику учительница истории с 40-летним стажем, не обделенная приязнью ребят, по причине «грубого нарушения дисциплины» (учительница вышла из отпуска на два дня позже, посчитав, что ей даны отгулы за дополнительные занятия в июне, а никто, оказывается, ей отгулы и не засчитывал). Учительнице моментально в административном кабинете выдали трудовую книжку и проводили ошеломленного человека до дверей учреждения. Женщина едва добралась домой, серьезно полагая, что опозорила себя перед своими детьми, с которыми она не проводила достаточно времени, потому что готовилась к урокам, которых наскоро кормила, потому что бежала в школу к восьми часам, которых наскоро укладывала спать, чтобы засесть за проверку тетрадей. В продолжительной беседе я уверил учительницу, что нет, она не опозорила себя, и учительница подняла голову, высказала решимость добиваться справедливости.
Учителями Россия, понятно, славится, но слава учителю, как правило, не нужна, а вот что нужно, так это – уважение, благосостояние и нормальные условия для работы. Побольше почтения к учителю и его судьбе. И тогда он не будет в «тишине задумавшихся комнат» терзать себя за то, что выбрал эту профессию и отказал себе в различных благах. Неправильно было бы так заканчивать.
С праздником, коллеги! Позитивные перспективы легко не даются!