Качество образования // Статья

Измерения в эпоху изменений

На межрегиональной конференции «Авторская школа “Эврика”-2017» в рамках панельной дискуссии выступил руководитель образовательных проектов Всемирного банка Тигран Шмис.
  • 30 октября 2017

Измерения в эпоху изменений
Фото: msses.ru

На межрегиональной конференции «Авторская школа “Эврика”-2017» в рамках панельной дискуссии выступил руководитель образовательных проектов Всемирного банка Тигран Шмис. Он рассказал о новых международных тенденциях оценки качества образования.

Мы решили продолжить эту тему.

Какие шкалы, помимо ECERS, используются в России для оценки качества дошкольного образования?

– В России применяются разные системы – такие, например, как ECERS и НОК ДО – национальная оценка качества дошкольного образования, автором которой является кандидат психологических наук Елена Георгиевна Юдина. Эти инструменты разработаны на основе передового международного опыта и с учетом российских реалий. Кроме этого в мире используются такие системы оценки качества, как CLASS (Classroom Assessment Scoring System) и Stallings (Stanford Research Institute Classroom Observation System).

А как эти инструменты соотносятся с ФГОС ДО, концепция которого заключается в том, что следует оценивать не результаты дошкольников, а условия, которые создаются в детских садах для их развития?

– Они полностью соответствуют духу и букве Стандарта, поскольку исследуют условия в дошкольном учреждении, работу учителя или воспитателя в группе, взаимодействие детей друг с другом и с педагогом. Эти исследования строятся, как правило, на основе систем структурированных индикаторов, которые заполняет эксперт-наблюдатель, и включают в себя интервью с педагогами, анкетирование родителей. Но они не включают прямого измерения или оценивания самого ребенка и его достижений. По итогам этих мониторингов мы можем сделать вывод, создает ли педагог условия для того, чтобы ребенок изучал счет, слова – с помощью игровых и других методик. Но сказать, что один ребенок лучше считает, чем другой, инструменты не позволяют.

Можно ли сказать, что наше образование развивается в контексте международных тенденций? Мы отстаем или в чем-то опережаем другие страны, или просто идем в ногу?

– Скорее, идем в ногу. Тенденции сейчас формируются, и в рамках целей устойчивого развития как раз обсуждаются измерители качества дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования, и Россия принимает участие в формировании этих тенденций. Наш Стандарт дошкольного образования разработан совершенно в духе лучших мировых тенденций и переведен на английский язык. Его авторы, собственно, и ставили перед собой задачу, чтобы дошкольное образование России лидировало и было в контексте международного развития.

А будут ли пересматриваться компетенции школьников, закрепленные Стандартом общего образования?

– Любая система со временем должна трансформироваться в связи с изменением целевых ориентиров в образовательной политике стран. Конечно, будут меняться и ключевые компетенции, и компетенции в целом.

Например, если говорить о международном контексте, то на первый план сейчас выходят социально-эмоциональные навыки.

Прежде всего встает вопрос, как их определять, измерять и развивать. Потому что они являются сегодня важными показателями успешности на рынке труда, в сфере экономического развития любой страны. Конечно, для России это тоже станет задачей, мы тоже будем продвигаться по этому пути.

А цифровые компетенции будут как-то видоизменяться, усложняться?

– На самом деле в мире нет однозначного определения цифровой компетенции. В России, например, есть инструмент оценки информационной компетентности школьников (http://ictlit.com/ ). Он позволяет определить некоторые возможности или параметры использования цифровых технологий – например, умение работать с информацией в насыщенной технологической среде: находить ее, анализировать, комбинировать, применять, пользуясь современными техническими средствами. Известно, что технологическая база быстро меняется. Сегодня вы купили компьютер, а завтра он уже устарел. При этом ключевые навыки, которые требуются для работы с информацией, постоянны, но в их основе лежит принцип – научить человека приспосабливаться к изменениям. Это основная задача. Я здесь могу сослаться на академика РАО Александра Григорьевича Асмолова, который в своих последних выступлениях говорит о непредсказуемости мира и о тех компетенциях, которые должна сформировать система образования, чтобы подготовить ребенка к будущему и к настоящему. Сегодня это большая задача и большая проблема не только для России, но и для многих других стран.

В своем выступлении вы упомянули Глобальный альянс. Это какая-то альтернатива PISA?

– Нет. PISA – это международное исследование компетенций школьников. Глобальный альянс для измерения или мониторинга знаний (GAML) – это экспертная международная группа, которая занимается разработкой индикаторов для измерения целей устойчивого развития, в том числе в сфере образования. В состав этого альянса входят и представители ОЭСР, Всемирного банка и других международных организаций, наряду с экспертами разных стран, включая Россию. То есть все участвуют в общей разработке этих индикаторов. И встречи происходят в разных точках мира.

Эти индикаторы будут влиять на международные исследования?

– Я не могу это утверждать, но, скорее всего, да. Потому что в целом задача международного сообщества сейчас до 2030 года заключается в том, чтобы система образования давала реальные знания всем обучающимся – от детского сада до вуза. И в этом смысле рост знаний в мире будет влиять на изменение инструментов, которые измеряют знания и компетенции. Например, каждая следующая PISA измеряет какие-то новые навыки – скажем, креативное и коллективное решение проблем были темами PISA 2012 и 2015 соответственно. Новые темы будут добавляться, но какие именно, мы точно не знаем. Ведь, как утверждают известные ученые, а мы наблюдаем это повседневно, в современном мире все очень быстро меняется и будущее непредсказуемо...

Беседовала Ольга Дашковская

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube