Без рубрики // Колонка

Даешь свободу по горизонтали!

Я так скажу: для начала нужно освободить учителя от бюрократических вериг, от проверочно-рейтинговой зависимости, от страха перед администрацией, заполошными родителями, от неустойчивости, туманности завтрашнего дня, от материальной стесненности. Пусть слова «свобода», «свободный» займут достойное место в нашем профессиональном словаре.

Даешь свободу по горизонтали!
Фото: mathieulaferriere.com

Хорошие известия упрямо прокладывают себе дорогу к публике. Вот пришло сообщение, что в Москве возникла Ассоциация свободных учителей. В ближайшие дни Ассоциация планирует «запустить» народную электронно-методическую среду, к которой получат доступ все учителя – пользователи «Московской электронной школы». Ассоциация на пресс-конференции была представлена как «новая форма горизонтального взаимодействия среди педагогов столицы». Один из основателей Ассоциации – учитель истории А. Гулин – продекларировал: «Методические центры уже не соответствуют вызовам современного мира. На смену методистам-контролерам и методистам-администраторам должны прийти “народные”, успешные учителя. Им не нужны требования, им нужна свобода педагогической деятельности». По словам того же активиста, «современный учитель свободен от давления и контроля». Надо ли понимать сказанное в том плане, что Ассоциация создана не ради борьбы за свободу учителя, а для того, чтобы уже имеющуюся свободу закрепить? В то же время выше отмечено, что учителям нужна свобода педагогической деятельности, а не требования.

Так свободен учитель или все же нет? Или он может быть свободным только в «электронном пространстве»? И почему это «народные» успешные учителя должны потеснить методистов? Методисты ныне занимают весьма скромные позиции. После закрытия окружных методических центров остался один – Московский. Обмениваться методическими разработками и опытом никто сильно и ранее не мешал. Каждый год проводится масса семинаров, форумов, конференций, вебинаров, съездов и выставок. Неужели этого мало? Есть, к примеру, независимый профсоюз «Учитель», «Ассоциация молодых учителей России», «Гильдия словесников» и т.п. Не похоже, чтобы новая организация мыслилась как место для кулуарных постов и клуб по электронной переписке –символом Ассоциации, если я не ошибаюсь, является человек в фартуке рабочего с красным флагом в руке, однозначно намекающий на освобождение труда от оков. Наверное, осенью 2017 года непросто удержаться от определенных аллюзий, и все-таки...

Я вот знаю немало «народных» учителей, которые не состоят ни в каких ассоциациях, а успешно преподают там, куда их привело и где удерживает призвание. Фокусирую свой вопрос более четко: так ли уж нужна новая структура, лидеры которой толком не разъясняют, будет ли их организация освобождать учителей либо связывать уже свободных педагогов между собой? Причем нам сигнализируют, что создается именно новая форма «горизонтального взаимодействия». Насколько мне известно, «горизонталь» никого освободить не в состоянии: «вертикаль» не позволит. И в конце концов, при чем тут «новая форма»?

Я так скажу: для начала нужно освободить учителя от бюрократических вериг, от проверочно-рейтинговой зависимости, от страха перед администрацией, заполошными родителями, от неустойчивости, туманности завтрашнего дня, от материальной стесненности. Способна ли народившаяся Ассоциация помочь в этих вопросах учителю? Или последнего станут отвлекать виртуальной liberte от бледноватой реальности? А, с другой стороны, да пусть существует и эта ассоциация. Как говорится, флаг ей в руки (почему бы и не красный? Не белый же!). Пусть слова «свобода», «свободный» займут достойное место в нашем профессиональном словаре. Ну а насчет «горизонтали»… Знаете, ведь педагогу не обязательно становиться администратором и вообще чьим-то боссом, главное – видеть перед собой горизонт!



Новости





























































Поделиться