Культура // Колонка

Рожденный ползать летать может!


Рожденный ползать летать может!
Фото: ingrosam.ru

Итак, с сегодняшнего дня до 16 февраля 2026 года всем миром холим и пестуем на своей груди, поближе к сердцу Зеленую деревянную змею. Он начинается со второго новолуния после зимнего солнцестояния, и, по китайскому календарю, числится 4722-м.

Змея в Китае – больше, чем Змея, и не только в Китае

Это можно сказать о любом мифологическом образе (персонаже). А образ Змеи – интернациональный в мифологиях мира. Но именно китайцы придали ему всемирную известность.

Сразу нужно внести ясность: иметь дело нам целый китайский год предстоит не со Змей, а со Змеем. С крылатой Змеей, с ближайшей родственницей улетевшего Дракона. Неслучайно их года соседствуют на Востоке.

В качестве тотемного животного собственно змея фигурировала лишь на заре китайской истории – у племен ся. Со временем она превращается в дракона – Лун, повелителя дождей, гроз и всех явлений, связанных с водой. Лун идентифицирует с источником жизни, плодородием земли, детородным началом – женщиной и ее помощником в подобных начинаниях – мужчиной. А отсюда – и с огнем очага (гроза – небесный огонь!), домом. Такой ассоциативный символический ряд в канве единой идеи. Интересно, что этот ряд или его отдельные связки можно найти во всех мировых мифологиях: от Китая до Балкан, от Америки до Полинезии и Австралии.

Среди древнекитайских культурных героев особо почитаем Фу Си – прародитель племен, изобретатель рыболовных сетей и гадательных триграмм, учитель охоты, рыболовства, заодно научивший людей готовить охотничьи и рыболовные трофеи на огне, перед тем, как съесть, легендарный первый император Китая. Поначалу Фу Си представал в образе человекоптицы (идея полета).

Но где-то ближе к началу нашей эры мифология повенчала его с Нюйва, повелительницей водной стихии, узнаваемой в зеркалах дождевых луж, женщиной-змеей, одной из главнейших богинь даосского пантеона.

Фу Си и Нюйва. Изображение: vikrpedia.org

В ряде китайских провинций найдены древние изображения Фу Си и Нюйва в виде людей с переплетенными змеиными хвостами. А у нас два сцепленных обручальных колечка – символ супружества.

В изустном фольклоре – другая версия взаимоотношений в этой паре: там они – брат и сестра, которые спаслись от потопа и вступили в инцестуальный брак: другого способа возродить уничтоженное человечество не было.

Это – принципиальный поворот сюжета. Змея и потоп увязаны во многих мифологиях. Что послужило поводом считать змею дурным символом. Но восточная диалектика – вечная раздвоенность змеиного жала. И опасаться тут нечего – ни змеи, ни потопа. Вот и известный американский историк и переводчик-китаист Дерк Бодде успокаивает: потоп у древних китайцев – не кара за грехи, а образ водяного хаоса, из которого может быть извлечена бесконечность самых разных порядков. Потоп – это шанс для творчества, творения нового мира, возрождения, весны.

И история Фу Си и Нюйва – лишь иносказание реальной истории борьбы земледельцев с наводнениями, истории землеустройства, создания ирригационных систем, овладения стихией воды, в целом. А там, где ирригация, – там цивилизация. Что более всего поразило варваров, впервые вошедших в Рим? Водопровод. Варварам было привычно искать воду, а тут сама вода находила человека, который приручил ее. А китайцы все это знали и сознавали задолго до Европы… Обузданный водяной хаос – это и змеиное (женское) плодородие, и многое, многое другое. Персонаж книги «Шуцзин» Юй, продолжая дело своего отца Гуня, занимаясь рытьем каналов, избавляет, как и положено герою культурному, землю от нечистой силы.

Фото: ВКонтакте

А в китайский Yовый год, Чуньцзе зажигают красные фонарики, чтобы отогнать Нять, злой дух.

Диалектическая раздвоенность змеиного жала

Змея – потоп, необузданный поток и полет мысли, придающий потоку целенаправленность произвольного созидательного действия. Символ свободы. Родство змеи и птицы проступает и в образе воздушного змея. Согласно китайским хроникам еще в 5 веке до н.э. Лу Бань, умелей и изобретатель, признанный богом строительства, мастерил «деревянных птиц». А какой китайский новый год, независимо от своего знака, обходится без воздушных змеев? Сейчас это всемирное увлечение.

В индуизме змея обладает той же диалектически противоречивой двойственностью. В качестве шакти, злого и яростного змея – это хаос космоса, слепая вселенская сила, необузданная энтропия.

Пламя, еще не ставшее ведическим огнем Агни. Шакти – пламя, которое не может согреть, в котором можно только сгореть. Хоть оно уже светится искорками творчества. Вишну еще почивает на свернувшейся змее, которую удерживает гладь первоокеана. Зато Кобра – символ горы Вишну – это знание, мудрость и вечность, обретенные в творении порядка.

Ведь даже у «нашего» ветхозаветного аспида на коже есть и черные, и белые пятна. Я к тому, что сказав «Инь», надо сказать «Ян». Или наоборот – как кому удобнее. Главное помнить, что последнее «Ян» («Инь») – всегда за нами.

Фото: in.pinterest.com

Змея, кусающая свой хвост у греков, – символ вечного воспроизводства бытия, жизни в циклах «рождение – смерть – новое рождение». Символ – не линейно-дурной, убегающей вдаль, неуловимой, а завершенной бесконечности (и у Гёделя, и по Гегеля). По Платону, круг, «фигура прекраснейшая». Столь же простая, сколь и интригующая: где начало, а где конец круга? Зовущая к раздумью, к творчеству.

С наползающим, точнее – с уже заползшим! С взлетающим и летящим!


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube