Чаще всего по своей инициативе за консультацией к школьному психологу обращаются подростки. Как правило, у них много вопросов и сомнений, о которых они не всегда могут рассказать родителям или друзьям. С какими запросами школьники чаще всего приходят к специалисту за поддержкой и вниманием, рассказала психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Светлана Ковалева.
«Со мной никто не дружит»
Лидирующие позиции занимают подростковые запросы, связанные со взаимоотношениями с одноклассниками и друзьями, например, «Со мной никто не дружит», «Мне не с кем пойти гулять».В этом возрасте ребенку необходимо быть принятым в группе сверстников, общаться, делиться своими интересами, значимыми событиями. Если подростку трудно находить общий язык с окружающими, заводить знакомства, общаться без конфликтов, психолог может дать рекомендации, как развить коммуникативные навыки, повысить самооценку и уверенность в себе.
«Родители меня не понимают»
Несмотря на кажущуюся «взрослость», подростки очень ранимы и нуждаются в поддержке и внимании близких людей. Часто за помощью к психологу школьники приходят с запросами, которые можно объединить одной фразой «Родители меня не понимают». Иногда взрослым кажется, что ребенок стал невыносим, все делает наоборот и как будто специально испытывает терпение домочадцев. Действительно, в переходном возрасте детско-родительские отношения претерпевают трансформацию. И взрослым необходимо заново «подбирать ключи». Ведь те приемы общения, мотивации, поощрения, которые работали еще недавно, теперь не действуют на сына или дочь. Зачастую подросток остро переживает из-за разногласий с родителями, хотя демонстрирует безразличие. Ему нужны поддержка и принятие со стороны близких. На консультациях психолог помогает наладить отношения с домашними.
«Я не понимаю, чего я хочу?»
Если говорить о старших подростках, то они стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. И в этот период на первый план выходят запросы, связанные с поиском своего «Я» и выбором дальнейшего жизненного пути. Старшеклассников тревожат вопросы: «Что делать, если не сдам экзамен?», «Как повысить уверенность в себе?», «Я не понимаю, чего я хочу», «Как определиться с профессией?», «Куда поступать: в вуз или колледж?». Задача психолога – выслушать, поддержать ребенка, дать рекомендации, помочь ему найти выход из создавшейся ситуации. Также специалист может предложить подростку пройти тестирование по профориентации, чтобы понять, к каким сферам деятельности есть интерес и способности.
«Я боюсь выходить к доске»
Если говорить об учениках начальной школы, то они больше воспринимают психолога как интересного партнера по общению, старшего друга, с которым они готовы обсудить все, что их беспокоит или поделиться своими маленькими радостями. Дети из младших классов задают различные вопросы, например: «Как стать психологом?», «Как учиться на 4 и 5?» или «Я боюсь выходить к доске», «Не хочу, чтобы меня спрашивали». Дети делятся своими переживаниями, которые для психолога являются ценной информацией, так как она помогает ему вовремя увидеть проблему и оказать помощь ребенку и его семье.
«Школьник плохо себя ведет»
Также на консультацию к психологу школьника могут привести учителя с согласия родителей. Это может быть связано с тем, что на уроках и на переменах педагог столкнулся с определенными трудностями в поведении и обучении ребенка. Запрос может звучать так: «Плохо себя ведет», «Отвлекается на уроке». Задача психолога – конкретизировать запрос учителя, оказать помощь ребенку, дать рекомендации учителю и при необходимости родителям.
«Создайте ситуацию успеха» – совет психолога родителям
Учеба в школе – это существенная нагрузка и интенсивный ритм, особенно в первый учебный год, когда так много нового появляется в жизни ребенка. Если при этом родители предъявляют к ребенку завышенные требования, у него может возрасти тревога, появится страх сделать ошибку. В этой ситуации психологу важно дать рекомендации родителям и учителям, как создать школьнику ситуацию успеха, а также научить ребенка способам преодоления волнения, показать, что ошибка – нормальная часть жизни, без них невозможно чему-либо научиться.
Педагог-психолог сегодня есть в каждой образовательной организации Москвы. К нему может обратиться и получить помощь любой ученик при наличии согласия родителей. Какими бы не были темы запросов – детско-родительские отношения, общение детей между собой, эмоциональное состояние – работа специалиста всегда направлена на ребенка, на оказание ему своевременной профессиональной помощи и поддержки.
Также получить бесплатную консультацию психолога по вопросам развития и воспитания ребенка, укрепления детско-родительских отношений можно, позвонив в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы по телефону 8-800-250-11-91 или заполнив онлайн-форму на сайте ГППЦ.
Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Современное образование» национального проекта «Образование».