Сетевое сотрудничество в сфере образования уже давно перестало быть чем-то новым. Но на практике большинство кружков и секций дополнительного образования школы реализуют только собственными силами.
Почему учебные заведения не используют ресурсы бизнеса и цифровые возможности внешних партнеров, а родители предпочитают выбирать для детей дорогие кружки вне школы? Мы обсудили этот вопрос с Юлией Шароватовой, руководителем направления франшизы дополнительного образования компании «Цифриум». Юлия считает, что у сетевого партнерства есть большой потенциал пересмотреть традиционные подходы и внедрить актуальные направления в обучение школьников.
Почему 40% родителей выбирают для детей кружки вне учебного заведения
Сейчас многие родители сами выбирают и регулируют зоны развития ребенка. В этом им помогают кружки. В кинематографе и популярной культуре давно сложился образ родителя, которому нужно успеть забрать детей из школы, отвезти на дополнительные занятия, снова забрать и успеть в еще одну секцию.
Согласно исследованию Forbes Education, 97% родителей считают важным дополнительные занятия для школьников. Но почти половина опрошенных выбирают для детей кружки вне учебного заведения, хотя дополнительные занятия в школе рядом с домом удобнее с точки зрения «логистики». Кроме того,территория образовательной организации считается безопасным и защищенным местом, а посещение кружков в школах существенно экономит семейный бюджет.
По данным федеральной статистики на конец декабря 2023 года, 84% детей в возрасте от 5 до 18 лет были охвачены дополнительным образованием. При этом в рамках мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ отмечается, что 40% посещает кружки и секции только вне школы, 17% – только в своей школе, 24% – совмещают школьные и внешкольные кружки.
На вопрос «Почему ваши дети не посещают школьные кружки?» родители ответили, что в учебных заведениях нет актуальных и интересных направлений.
Эту проблему и может решить сетевое сотрудничество между школой и образовательной организацией. Общие положения о порядке реализации образовательных программ в сетевой форме установлены частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Но, давайте рассмотрим этот вопрос в приближении.
Почему школы не используют сетевое сотрудничество
Сетевое сотрудничество в сфере образования представляет собой важный инструмент развития и совершенствования образовательной среды.
Какие возможности сетевое сотрудничество дает школам:
- Повысить разнообразие и качество программ дополнительного образования за счет того, что партнеры предоставляют недостающие ресурсы.
- Оптимизировать или уменьшить нагрузку на учителей. В рамках сетевого партнерства педагоги получают необходимые методические материалы и сценарии для проведения уроков. Это существенно экономит время и силы преподавателя, учитывая нарастающую нагрузку в школе.
- Увеличить внебюджетный доход школы за счет реализации востребованных и интересных программ дополнительного образования и удовлетворения запросов родителей.
Возьмем для примера актуальный запрос на IT-образование для школьников. Исследование Forbes Education показало: 91,6% родителей считают, что IT-курсы должны появиться в школе как часть обязательной программы (50,3%) или в виде факультатива (41,3%). Эту задачу можно эффективно решить с помощью сетевого сотрудничества между школами и образовательными компаниями.
Можно выделить три ключевые причины, почему это до сих пор не стало нормой.
Причина 1
Отсутствие культуры инноваций в школах
Внедрение сетевого сотрудничества для массовой школы – до сих пор новая схема взаимодействия. На практике модель партнерства может быть разной. Согласование условий работы, мотивация учителей, привлечение сторонних педагогов может требовать дополнительных усилий со стороны руководства образовательного учреждения. А также негативный опыт сетевого взаимодействия может препятствовать внедрению новых моделей партнерства и форматов обучения.
Причина 2
Неосведомленность родителей о возможностях школы и учеников при сетевом взаимодействии
Из незнания рождается недоверие к образовательным партнерам. Также влияют ожидания родителей – многие считают, что школа должна бесплатно предоставлять дополнительные занятия. Из-за этого образовательным компаниям сложнее привлекать учащихся школ в кружки.
Причина 3
Перегруженность педагогов и возможное сопротивление
Сопротивление связано с тем, что некоторым педагогам может потребоваться дополнительная поддержка и обновление навыков для эффективной работы в современной образовательной среде.
Стороны распределяют зоны ответственности при сетевой форме реализации программ. Если учителям требуется дополнительная помощь и методическая поддержка в сложных направлениях, связанных с технологическим треком образования – партнеры подготавливают методические материалы, видеоролики и план-сценарии уроков.
Но важно учитывать ключевую проблему – общую перегруженность педагогов. Она не позволяет им даже подумать, как поддержка партнеров может помочь.
У родителей есть потребность в дополнительном развитии детей. Они записывают детей в кружки вне учебных учреждений и платят больше, чем платили бы за те же занятия в школах. Школы могли бы зарабатывать внебюджетные деньги за счет сетевых кружков и либо доплачивать педагогам, либо разгрузить их, привлекая сторонних специалистов.
Возникает вопрос – почему бы не объединить усилия и не постараться сделать сетевое взаимодействие в школах новой нормой? Ведь благодаря технологиям и цифровым ресурсам формат кружков может быть более интересным для учеников, а роль учителя, как наставника, усилиться.
Практические шаги для успешного развития сетевого взаимодействия
Участникам сетевого сотрудничества важно быть открытыми к диалогу и выстраиванию взаимовыгодных отношений. Осведомленность о процессах и этапах взаимодействия, о наличии соответствующей лицензии снижает уровень тревожности всех сторон.
колы, родители и партнеры могут формировать более эффективную среду для успешного развития детей, выстраивая новые связи. У школьников появляется возможность освоить новые навыки, погрузиться в разные профессии , которые станут частью их будущей жизни и расширят перспективы. Благодаря этому можно реализовать даже самые нестандартные образовательные программы и подходы к обучению.
Какие шаги можно предпринять школе и образовательному партнеру:
1. Обсуждать условия и модели сотрудничества
Школам стоит активно давать обратную связь, а партнерам – быть готовыми адаптироваться под задачи школы. Идеальный вариант – если учебному заведению и партнеру удастся совместно провести опросы, интервью среди педагогов, родителей и учащихся, чтобы выявить их ключевые потребности.
2. Обмениваться опытом
Важно познакомить школы и учителей с образовательным продуктом, ресурсами и платформой, которые могут использоваться для реализации образовательных программ.
3. Оказывать школе поддержку по привлечению детей в кружки и другие программы в рамках сетевого взаимодействия
Можно проводить собрания с родителями и отвечать на их вопросы, которые обычно адресованы преподавателям и администрации школы. Немаловажно партнерам подготовить рекламные материалы и, в некоторых случаях, отдельные сайты.
4. Продумывать контроль качества и систему учебной аналитики в процессе реализации программы
Так занятия станут не только развлечением, но и инструментом развития навыков в областях, связанных с дополнительным образованием и профессиональным самоопределением – знание языков программирования, цифровая грамотность, разработка и защита проектов и многое другое.
5. Поддерживать постоянную коммуникацию
Важно давать школам техническую и информационную поддержку на этапе всего сотрудничества. А также предоставлять быструю обратную связь и помогать осваивать цифровые инструменты.
Какие технологии и инструменты необходимы школе для запуска кружков?
Развитие кружков технической направленности невозможно представить без компьютерного оборудования, ПО и доступа в интернет.
«В качестве инструментов для запуска кружков по разным IT-направлениям мы предлагаем учителям готовые комплекты материалов и цифровые образовательные ресурсы на платформе “Цифриум”. Они включают обучающие видеоролики, методические рекомендации для проведения занятий, презентации, рабочие тетради для учащихся и многое другое – зависит от специализации. Также на платформе дети могут выполнять тестовые задания для тренировки и закрепления навыков в удобном темпе – дома или в классе. А у педагогов есть аналитические отчеты по успеваемости и вовлеченности учащихся в личных кабинетах. И, конечно, доступна техническая поддержка для учителя, ученика и родителя», – рассказывает Юлия.
Для успешного развития сетевого сотрудничества в школах необходимы активное взаимодействие участников, поддержка со стороны образовательных организаций и государства, а также использование современных технологий и платформ для обмена опытом и ресурсами.
Многие образовательные организации уже готовы сотрудничать и предоставить все необходимое. И именно школы могут сдвинуть процесс внедрения сетевого сотрудничества с мертвой точки. Это принесет свои плоды – развитие профессионализма педагогов и оптимизация их нагрузки, повышение качества и доступности образования, расширение возможностей учеников, экономия времени и денег родителей.