Помощник председателя правительства, экс-мэр Грозного и экс-премьер Чечни Муслим Хучиев предложил министру просвещения Сергею Кравцову исключить теорию Дарвина из школьных учебников. Об этом он заявил в ходе первого заседания Всероссийского родительского комитета, передает корреспондент РБК.
«Все знают, что это ошибочная теория, она идет вразрез религии. Это первый шаг, я считаю, в духовном разложении детей. Мы можем это просто убрать», – заявил Хучиев, отметив, что теория эволюции противоречит религиозному воспитанию.
Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин приводит свои аргументы, опровергающие мнение чиновника.
Во-первых, теорию Дарвина в чистом виде в школе сейчас никто не преподает. С тех пор наука ушла далеко вперед, и современные представления об эволюции отличаются от дарвиновских почти так же, как теория Эйнштейна от теории Ньютона. Но при этом теорию Ньютона никто не отменил.
Во-вторых, хочу напомнить, что еще почти 300-400 лет назад великие ученые предостерегали от вмешательства науки в дела религии, а религии – в дела науки.
Например, Галилео Галилей говорил, что религия занимается не тем, как устроено небо, а тем, как на него взойти.
Еще более определенно высказался Михаил Ломоносов: «Плох тот священник, который волю Божью будет изъяснять математическими законами. Ещё хуже тот естествоиспытатель, который законы природы будет объяснять волей Божьей».
Другими словами, если мы будем подменять науку религией, страна имеет все шансы безнадежно отстать от других народов.
В-третьих, как известно, еще в 1925 году в Соединенных Штатах был так называемый «обезьяний процесс», по которому преподавание теории Дарвина в школах запретили. И отменено это решение было только в 1967 году.
Похоже, некоторые наши радикальные священнослужители хотят догнать Америку столетней давности. Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда подчеркнул, что не стоит «сталкивать науку и религию», так как современная наука зародилась в лоне христианской традиции, и существуют разнообразные способы познания, «которые не сводятся лишь к научному».
В конце концов, добавлю от себя, при желании священнослужители всегда находят собственную версию истолкования научных открытий.
Например, теория Большого Взрыва (космологическая модель, описывающая раннее развитие Вселенной), которая сейчас признана фейком, толкуется как акт божественного творения.
Важно то, что надо различать вопрос о том, согласны ли вы с теорией эволюции или вы верите во что-то другое, и вопрос о том, что нужно преподавать в школе.
На всякий случай напоминаю: согласно Конституции, Россия — светское государство, согласно Закону об образовании, образование в России носит светский характер, поэтому в государственных и муниципальных школах должны преподаваться учебные дисциплины, основанные на научной концепции.
Появление в медийном пространстве подобных высказываний – таких, как запрет на изучение теории Дарвина в школе – это проявление консервативной революции в стране, которую иногда пытаются довести до абсурда. Но, думаю, серьезных последствий это иметь не будет, тем более, что православная церковь по этому поводу уже высказалась весьма разумно.