Качество образования // Статья

Новые подходы в образовании для тех, кто учит


Новые подходы в образовании для тех, кто учит

Сегодня подходы к обучению стремительно меняются, вместе с ними появляются и новые требования к навыкам и компетенциям преподавателей. Елена Махова, старший продюсер-методолог направления «Профессии в образовании» в Нетологии, поделилась тенденциями, которые помогут улучшить образовательный процесс и вовлекать учеников эффективнее уже сейчас.

В современном мире те подходы, которые использовали 50, 30 и даже 10 лет назад, уже не работают – каждое новое поколение сильно отличается от предыдущего. Поэтому образовательная среда, хоть и является исторически традиционной, должна быстрее адаптироваться под изменения.

Согласно исследованию Mediascope «Тренд Индекс», подростки в возрасте 9–17 лет любят смотреть контент про «лайфхаки» и «распаковки», а также хотят работать в будущем на удалёнке. Их сверстники десять лет назад о такой возможности даже не могли подумать.

Привычки потребления информации также быстро меняются. Поэтому преподавателям особенно важно следить за тенденциями образования, соотносить их с собственными подходами, адаптировать методы преподавания. Мы изучили исследования 2023 года о преподавании в школах, колледжах, университетах и выделили два подхода, которые будут особенно полезны в ближайшее время. Важно понимать, что они не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Начнём с доказательного образования.

Принципы доказательного образования

В основе доказательного образования лежит проверенная база данных, исследований, ценностей и опыта. Она снижает риск попадания в ловушку, когда при принятии решений используется субъективная оценка, а не данные. Доказательное образование строится на двух главных принципах:

1. Постоянный сбор верифицированных данных

Это данные:
  • о студентах – какие у них привычки, особенности, интересы, потребности, как по отдельности, так и в группе;
  • о ведущих образовательного процесса – преподавателях, воспитателях, тьюторах, наставниках, координаторах. Иными словами, всех, кто передают ученикам опыт;
  • о контенте – каким образом, через какие форматы передаются знания;
  • о сервисах – образовательной среде, инструментах, помогающих построить образовательный процесс: следить за расписанием, общаться с преподавателем или однокурсниками вне занятий, собирать обратную связь.

Для полноты картины необходимо собирать информацию из разных источников: как научные данные, так и личный опыт преподавателя, и командный опыт, аналитику, которая могла накопиться внутри образовательной организации. Ну и, конечно, всегда делать поправку на то, насколько эти данные подходят именно вам. Например, если это исследование об образовании в целом, то на него можно опираться с пометкой, что целевая аудитория – это усреднённый портрет слушателя, а не конкретная аудитория, например, студентов курсов по маркетингу или психологии в России.

2. Непрерывная проверка гипотез

Чтобы удерживать внимание студентов и поддерживать их интерес к учёбе, преподавателям стоит формулировать и проверять гипотезы при проектировании курса. Например, в конце каждого года пересматривать курс: думать, какие задания были полезны студентам, с какими возникали проблемы, какие форматы подачи информации были более эффективны. А также что сам преподаватель хочет узнать и проверить на следующем потоке.

Однажды мне подарили книгу-комикс с запутанным расследованием. Нужно было играть за Шерлока Холмса и перемещаться по книге, поскольку страницы истории были перепутаны. Зная, что моя аудитория методистов открыта новому, я решила попробовать использовать эту механику. И сделала методический квест в PDF-формате.

В квесте был образовательный курс, где всё постоянно идёт не по плану, и надо понять, как быстро это исправить. Когда студент нажимал на один из вариантов ответа, он получал следующую часть истории и новые вводные.

Например, если студент выбирал изменить что-то в курсе, вылезала подсказка, что ему надо не забыть пересогласовать учебную программу и пересчитать часы. По сути квест стал симулятором: когда студенты попадали в реальности в подобные ситуации, у них было понимание последствий, рисков и возможных вариантов решения проблемы. По результатам CSI мы получили хорошие отзывы и внедрили этот формат.

В небольшой схеме ниже мы показали, как строится процесс непрерывной постановки и проверки гипотез:


Чтобы глубже погрузиться в этот подход, стоит дополнительно изучить, какие способы исследований бывают, как правильно формулировать и выбирать гипотезы, какие метрики оценки результата использовать и как в целом работает проектный менеджмент – он поможет управлять в дальнейшем процессом внедрения гипотез.

Как строится человекоцентрический подход

При человекоцентрированном подходе задача преподавателя заключается в том, чтобы стать фасилитатором учебного процесса – стимулировать интерес студента к предмету. Например, создавая атмосферу, в которой студенты могут открыто высказывать свое мнение, даже если оно неправильное.

Ведь лучше задать вопрос в безопасной учебной среде, чем после совершить ошибку в реальной жизни просто от незнания.

При этом подходе преподавателю стоит открыто смотреть на мир, адаптировать обучение под потребности студентов, поощрять обсуждение темы на занятиях, развивать навыки эмпатии и передавать способы обучения, а не только контент, чтобы у студента появился собственный интерес к предмету и его непрерывному изучению.

Чтобы использовать этот метод более эффективно и узнать о нём больше, можно изучить модель Мура – она описывает, как строится образовательная среда, модель мотивации SSDL, изучить компас censydiam, а также попробовать спроектировать пути студента, чтобы понять, насколько бесшовно проходят занятия и переходы между ними. А также можно почитать книги об особенностях обучения детей и взрослых: К. Роджерс и Дж. Фрейберг, «Свобода учиться», С. Деан, «Как мы учимся», Э. Голдберг, «Управляющий мозг» и «Креативный мозг», и А. Хансен, «На цифровой игле».

В чём польза доказательного и человекоцентрического образования для преподавателя

Доказательное образование помогает идти в ногу со временем, развивать гибкость, насмотренность и скорость реакции. Преподаватель перестаёт бояться новых трендов и изменений рынка и форматов, поскольку теперь он понимает, что всего этого не стоит опасаться, а, наоборот, интересно попробовать. Например, когда я слышу про искусственный интеллект, мне не страшно, что однажды он меня заменит. Я скорее хочу узнать, как и чем он может помочь в моей работе.

Этот подход также помогает преподавателям быть более конкурентоспособными на рынке и качественно внедрять новое. А также повышает результативность студентов: с ними работают на привычных для них платформах, используют интересные для них форматы. Например, геймификацию и практические задания.

Благодаря использованию человекоцентрического подхода в работе преподаватель становится не только носителем знаний, но и проводником в обучении. Этот подход также помогает принять, что люди разные, не похожи на каждого из нас, и нужно строить образовательный процесс с учетом этого знания. В конечном итоге связи между преподавателем и студентом становятся более крепкими.

Что ещё можно изучить тем, кто учит сам

Конечно, преподавателю сегодня важно изучить цифровую грамотность и владеть хотя бы базовыми сервисами презентации, видеосвязи, совместной работы в онлайне. При этом можно наращивать свои знания и навыки с помощью дополнительного образования. Ниже мы собрали профессии и специальности, благодаря которым можно расширить свой опыт.

Выбирая программу, важно в первую очередь подумать о своих потребностях и результатах, которые вы хотите получить. И проверить, чтобы программа им соответствовала, а эксперты подходили тематике. Лучше всего, когда программа ориентирована на практику.

Это можно узнать, например, посмотрев на проверочные задания – если в курсе много тестов, вряд ли вы сможете быстро применить знания, ведь тесты проверяют только теорию.

И, конечно, не стоит бояться пробовать новое в преподавании, даже если вы пока не готовы проходить дополнительное обучение. Ведь чтобы получить обратную связь и совершенствоваться, нужно всего лишь попробовать. Пусть даже в базовом варианте, и сначала «на коленке».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube