Директор Школы будущего поселка Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий продолжает делиться опытом с читателями «Вестей образования». В предыдущей статье он рассказал о становлении тьюторской службы в своей школе, о критериях отбора на эту должность и о специфике функционала этих специалистов, о технологии личного форсайта и о взаимодействии с родителями учащихся, а также о том, как преодолеть трудности в процессе этого взаимодействия. В этой статье Алексей Голубицкий и руководитель тьюторской службы Школы будущего Татьяна Талецкая продолжают тему тьюторского сопровождения, раскрывая не только секреты успеха, но и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться на этом пути.
И «с чистого листа», и «с багажом»
Тьюторская служба в Школе будущего в полном масштабе работает пока только для старшеклассников (около двухсот учеников), поскольку охватить всех учеников, число которых превышает две тысячи, пока не представляется возможным. Тьюторинг подразумевает индивидуальное сопровождение, и специалисты этого профиля не могут сопровождать более 15 учеников, в противном случае их работа окажется неэффективной.
«Тьюторы делятся на две команды – в 10-х и в 11-х классах, – рассказывает Татьяна Талецкая. – Но их первое знакомство со своими будущими подопечными начинается в 9-м классе, когда ученики до 1 марта должны выбрать предметы для сдачи ОГЭ. Чтобы выбор был осознанным, мы проводим с детьми целенаправленную работу: организуем посещение уроков в старшей школе, знакомим с профессиями на серии семинаров под названием “Мое профессиональное будущее” на примере предприятий и организаций Калининградской области».
Конечно, для тьютора важно познакомиться с портфолио девятиклассников и рекомендациями от учителя, научного руководителя, с которыми они занимались. Все это учитывается при собеседовании в июне по приему в десятый класс для построения индивидуального образовательного плана.
К девятому классу у подростков накапливается довольно солидный багаж, поскольку учащиеся 8-х классов Школы Будущего проходят серию профессиональных проб на базе колледжей: они участвуют в изготовлении пищевых продуктов, штукатурят стены, соединяют провода в компьютерной сети, иными словами, «примеряют» профессию на себя. И в конце 8 класса они защищают свой выбор, рассказывая о той профессии, которая их заинтересовала. Защита такого проекта происходит в присутствии представителей университетов, колледжей, предприятий. С этим багажом они и приходят на встречу с тьютором.
Хотя, по словам Алексея Голубицкого, к ним школу поступает немало учеников из других школ и регионов, поэтому тьюторы готовы работать с ними, что называется, «с чистого листа». Это сложнее, но тоже возможно.
Декада погружения: события и результаты
После сдачи ОГЭ и получения аттестатов в конце июня – начале июля с выпускниками проводятся собеседования на предмет определения последующего пути: колледж или старшая школа.
С теми, кто выбрал старшую школу, в конце августа, накануне начала учебного года в течение 10 дней тьюторы встречаются на «Декаде погружения», включающей погружение в различные виды деятельности и профессиональные пробы.
«В этот период мы проводим различные тренинги и деловые игры, элементы проектной и исследовательской деятельности, встречи с интересными людьми, которые состоялись в своей профессии; выезжаем на предприятия и образовательные учреждения, организуем соревнования на парусной базе. Большое внимание уделяется формированию социальных навыков, прежде всего умению работать в команде, которое пригодится ребятам в дальнейшей профессиональной деятельности», – рассказывает Татьяна Талецкая.
Командные навыки формируются не только в процессе специальных тренингов, но и естественным путем, во время образовательных путешествий. Эта форма внеклассной деятельности появилась в Школе будущего относительно недавно (два-три года назад), но уже доказала свою эффективность. Проводятся такие путешествия в период каникул, когда ребята посещают города Калининградской области, но не просто гуляют и наслаждаются свободой, а получают конкретные задания – составить карту впечатлений о том или ином городе, включив в нее природные и культурные достопримечательности, а также объекты, связанные с экономикой региона. А вот разработка квиза – это уже настоящая командная работа, которая помогает подросткам и сплотиться, и сформировать «мягкие» навыки.
Не менее важна и рефлексия опыта, полученного во время «Декады погружения», когда ребята ведут дневники, в которых анализируют, какие события были для них наиболее значимыми, какую специальность они выбрали по итогам профессиональных проб, какие предприятия им было бы полезно посетить и с представителями каких профессий встретиться в дальнейшем. Кроме того, благодаря «Декаде погружения» ребята ближе знакомятся с тьюторами, с которыми они будут сотрудничать в ближайшие два года обучения.
«И опыт, сын ошибок трудных»
После этого тьюторы начинают работать по составлению индивидуального образовательного плана, который включает не только учебные предметы, но и элективные курсы, дополнительное образование в школе и за ее пределами, социальные практики, примерную тему будущего проекта, место для прохождения профессиональных проб и, конечно, выбирают профиль обучения в старших классах (предметы и уровень их освоения).
Самоопределение – процесс сложный и длительный, чреватый ошибками и просчетами. Поэтому подросткам предоставляется возможность поменять профильные предметы в процессе обучения в 10-м классе.
Для этого они подают заявление на изменение учебного плана, проходят собеседование с учителем-предметником и при необходимости сдают экзамен по выбранным новым профильным дисциплинам, и при успешной сдаче начинают двигаться по другому маршруту. Но при этом тьютора ребята, как правило, не меняют, хотя такая возможность тоже есть.
Особое направление работы тьютора – расширение образовательной среды за счет использования ресурсов района, города и других регионов. Информационные технологии позволяют принять участие в различных мероприятиях столичных университетов. Помимо вузов Калининградской области, Школа будущего сотрудничает с РНИМУ им. Н.И. Пирогова, НИУ ВШЭ, МЭИ, и список вузов-партнеров планируется в дальнейшем расширять.
На что здесь важно обратить внимание?
Как отмечает Татьяна Талецкая, поначалу и тьюторы, и педагоги «находились в плену у парадигмы вузоцентричности». Избавиться от этого стереотипа о том, что «единственно успешный путь после 11-го класса – это поступление в вуз», было непросто им самим, но еще сложнее оказалось переубедить родителей и помочь ребенку принять эту позицию. Прежде всего обратили внимание на опыт других стран, когда выпускники школ не сразу поступают в вуз или в колледж, а в течение года или даже нескольких лет занимаются волонтерством, пробуют себя в разных видах деятельности и только после этого принимают решение о продолжении образования.
Однако такая траектория зачастую воспринимается многими родителями как поражение, поскольку «у соседей Маша поступила, а моя Нина не поступила сразу».
«Раньше мы тоже не воспринимали это как альтернативу. Мы всё равно готовили детей к выбору вуза сразу после 11-го класса и вынуждены были пережить несколько драматических ситуаций, когда ученик оказывался не готовым следовать задуманному плану, – говорит Татьяна Талецкая. – Иногда состояние здоровья не соответствовало амбициям ученика или запросам его семьи. В этом случае мы обсуждали эти ситуации с учеником, точнее, давали ему возможность принять решение о временной передышке после школы. А вот семья не всегда соглашалась с таким решением. И мы всё-таки находили пути для согласования, когда ученик сдавал всего два обязательных экзамена, получал аттестат, потому что только на это хватило бы его ресурса, а потом он сам принимал решение – либо поступить в колледж по выбранному направлению, либо целый год готовиться для сдачи необходимого экзамена в форме ЕГЭ, и поступал в вуз мечты через год».
Как же тьюторам помочь родителям принять выбор ребенка? Да все очень просто: с опытом работы у них накопилось большое количество драматических ситуаций, когда подросток под давлением семьи поступал в вуз, а потом бросал его и поступал в другой, потратив драгоценное время на обучение по нелюбимой специальности.
«Когда ты приводишь конкретные примеры, через какие ошибки мы прошли, через какие драмы проходили ребята по настоянию родителей, то, конечно, это звучит убедительно», – говорит Татьяна Талецкая.
Индивидуально или коллективно?
Еще один вывод, к которому пришли тьюторы Школы будущего методом проб и ошибок, заключался в том, что для достижения определенных целей подходят только индивидуальные формы взаимодействия с учениками.
«Если мы говорим о тайм-менеджменте, о способах поступления в вуз, о тренировке памяти, умении концентрировать внимание, то есть об общих вещах, то здесь возможна работа в малых группах, – констатирует Алексей Голубицкий. – Но когда мы говорим о личном выборе, о сокровенных устремлениях, то, конечно, подростки в присутствии сверстников не раскрываются, и коллективные встречи не работают. Например, одноклассники могут неуместно пошутить над чем-то, если человек выбрал профессию, которая в глазах общественности, может быть, не является значимой. Подобных курьезов следует избегать, чтобы не травмировать ученика и не сбивать его с намеченного пути».
Другое дело – совместное обсуждение образовательных путешествий, когда ребята делятся своими впечатлениями, или встречи на Клубе успешных людей, куда приходят выпускники прошлых лет или люди, состоявшиеся в профессии. Они отвечают на вопросы школьников, рассказывают, как они учились, как сделали свой профессиональный выбор, откровенно делятся, какие ошибки совершали на этом пути.
«Для подростков такие встречи – значимое событие в жизни, и они вдруг узнают, что профессия юриста сильно отличается от их представлений, навязанных Голливудом, и, если вы не любите работать с документами и не способны составить договор, то вряд ли вам стоит связывать свою жизнь с этой специальностью. То есть в случае выбора будущего важно соотнести свои желания с реальными возможностями и понять, стоит ли двигаться к цели, которую тебе не дано достигнуть», – отмечает Алексей Голубицкий.
После окончания 10-го класса ребята в первой половине июня проходят социальные практики, которые направлены на реализацию интересов молодых людей. Поэтому старшеклассники выбирают деятельность по своим интересам: одни хотят помочь детям в летнем пришкольном лагере, организуя для них какие-то события, другие выступают с концертами в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья, занимаются благоустройством местного общественного пространства или снимают, редактируют и выпускают социальные ролики.
«Это очень важная часть образовательной программы, нам важно обеспечить не только интеллектуальное развитие, но и формирование зрелой нравственной личности, способной на добрые поступки, имеющей опыт помощи другим людям. Социальные практики – это способ самовыражения, позиционирования в социуме, они позволяют почувствовать ответственность за принятие решения, а также влиять на социальное окружение через межкультурное понимание и уважение, получить результат и удовлетворение от него», – говорит Алексей Голубицкий.
Что такое эффективность тьютора и как оплачивается его работа?
Критерии эффективности работы тьютора просты и сложны одновременно: если ребенок хорошо развивается, движется по намеченному маршруту, делает осознанный выбор – это означает, что деятельность тьютора увенчалась успехом, и он выполнил поставленные перед ним задачи. Но если ребенок вдруг теряет мотивацию, а вместе с ней ориентиры – это означает, что тьютор не обладает должным уровнем квалификации и опытом или не сложился контакт с тьюторантом.
Как видим, профессия тьютора – многозадачная, ответственная, требующая применения тонких психологических подходов. И тогда вопрос о его материальном положении, об оплате его труда представляется совсем не праздным.
По словам Алексея Голубицкого, зарплата тьютора сопоставима с зарплатой педагога дополнительного образования, но учитель с большой нагрузкой и классным руководством получает больше. В чем же тогда резон переходить на тьюторскую должность?
«На стадии отбора мы сразу отсеиваем немотивированных. Человека, для которого это дополнительная подработка, мы в ряды тьюторов не принимаем, потому что результата от этой работы будет немного», – поясняет Татьяна Талецкая.
И все же за качественную работу учителя получают стимулирующие выплаты. Предусмотрены ли подобные преференции для тьюторов?
«В настоящий момент у школы довольно большая автономия с точки зрения оплаты труда, и у нас в школе любой сотрудник, в том числе тьютор, имеет право на дополнительное вознаграждение за свой труд», – говорит Алексей Голубицкий.
Планы на будущее
Итак, ключевыми задачами тьютора в старшей школе являются: обеспечить условия для перехода от общего к профессиональному образованию, работы с будущим; через серию проб осознать, в чем может состоять дело жизни, поставить четкую цель; видеть вокруг ресурсы для достижения цели, развивать умение ориентироваться в открытом образовательном пространстве, в том числе и сети интернет, полнее включать лекции ученых, мастер-классы через возможности общества «Знание» и многое другое.
У тьюторской службы Школы будущего большие планы: организовать тьюторское сопровождение не только в старшей, но и в подростковой школе (по запросу ученика или его родителя); сделать более массовой практику поддержки учеников, попавших в «академическую яму», когда резко снижаются результаты в 6–8-м классе (а такая картина наблюдется практически во всех школах). Такую технологию здесь называют «Школьная скорая помощь», и подробнее об этом подходе мы расскажем в следующей статье.
Фотографии предоставлены Школой будущего,
а также взяты из открытой сети интернет