Качество образования // Статья

«Тьютор – это значимый взрослый, который помогает ребенку принять самостоятельное решение»


«Тьютор – это значимый взрослый, который помогает ребенку принять самостоятельное решение»
Фото: shkolazhizni.ru

Каждый человек в своей жизни оказывается на развилке разных дорог, в том числе когда выбирает профессию. Кроме педагогов и родителей, в этом процессе с недавних пор принимают активное участие тьюторы. В Школе будущего поселка Большое Исаково Калининградской области тьюторская служба действует с 2015 года. Сейчас в ее составе трудятся 12 специалистов.

Первые шаги

Как рассказал директор Школы будущего Алексей Голубицкий, стимулом к созданию такой структуры послужило то, что подростки испытывали большие трудности при выборе своего дальнейшего жизненного пути, готовности к осознанному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений. Они привыкли к тому, что такие вопросы за них решали родители и учителя, а необходимость самостоятельно справляться с подобными проблемами приводила их в полный тупик.

Тогда Алексею Голубицкому и его коллеге Татьяне Талецкой пришлось стать первыми тьюторами в своей школе.

В 2010-е годы эта профессия становилась все более популярной, она была внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Большое влияние оказали выступления президента Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяны Ковалевой, также сыграли свою роль тренинги клинического психолога Андрея Треногова, который научил коучинговым инструментам, позволяющим помочь школьникам в их самоопределении. Кроме того, немаловажным оказался и опыт участия Школы будущего в Федеральной целевой программе развития образования «Выявление, поддержка и распространение успешных моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов», в рамках которого очень полезными и своевременными оказались курсы повышения квалификации для тьюторов, организованные Томским государственным университетом.

«Бабу Ягу мы вырастили в своём коллективе»

Главный вопрос, который волнует директора школы, желающего создать тьюторскую службу – это, конечно, кадры. Нанимать ли их со стороны или отправить на переподготовку педагогов из своей организации?

«Бабу Ягу мы вырастили в своём коллективе, – шутит Алексей Голубицкий. Мы не только направили наших учителей на специальные курсы (это обязательно условие), но и организовали обмен опытом с теми школами, где развита тьюторская служба. Например, мы сотрудничаем с московской Новой школой, со школами № 28 и 58 Калининграда, проводим совместные супервизии (профессиональная экспертиза и консультирование), учимся друг у друга и оказываем взаимоподдержку. Из работы методом проб и ошибок мы перешли к системной, научно обоснованной деятельности. И сейчас у нас разные тьюторы специализируются по трем ключевым направлениям: сопровождение индивидуальной образовательной программы; поддержка проектной и научно– исследовательской деятельности; разработка индивидуальных адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Критерии отбора

«На должность тьютора у нас происходит строгий отбор: мотивация, конечно, важный критерий, но одного желания здесь мало, – отмечает руководитель тьюторской службы Школы будущего Татьяна Талецкая. – Эта профессия требует от кандидата готовности быть открытым, действовать в контакте, видеть потенциал ребенка, его возможности в будущем, кропотливую совместную работу с интересом, с самоопределением старшеклассника, оцениванием имеющихся у него ресурсов всех видов для реализации поставленных целей и рефлексией его индивидуальной образовательной программы. Поэтому с претендентами на тьюторскую должность мы проводим подробные собеседования, чтобы определить, насколько человек способен выполнять такие обязанности. Обращаем особое внимание на личностные характеристики: человек должен обладать определенной харизмой и эмпатией, чтобы расположить ребенка к себе, заручиться доверием с его стороны, иначе общение не состоится. Не каждый даже замечательный педагог на это способен, поэтому некоторым приходилось расстаться с тьюторской должностью».

Не ментор, не консультант, а значимый взрослый

В Школе будущего есть специалисты, которые работают тьюторами на полную ставку, не совмещая эти обязанности с другими, а есть и те, кто сочетает тьюторинг с работой психолога или учителя.

По мнению Алексея Голубицкого, функционал тьютора кардинально отличается от функционала психолога или учителя, хотя и те и другие работают с детьми. Но если учитель занимает, как правило, менторскую позицию, а психолог – консультативную, то тьютор не вправе советовать ребенку поступать так или иначе и тем более оказывать на него давление.

И, как выяснилось, совсем нецелесообразно совмещать функционал тьютора и классного руководителя.

К этому выводу в Школе будущего пришли не сразу, а по мере накопления опыта. Для того чтобы понять, насколько совместимы две эти работы, Татьяна Талецкая взяла классное руководство над детьми, часть которых состояла в ее тьюторской команде. И к концу своего двухгодичного эксперимента она поняла, что при внешнем сходстве обязанностей это совершенно разные предназначения, более того – они даже иногда противоречат друг другу.

«Желательно, чтобы тьютором был человек, который не встречается со своим воспитанником в учебном процессе, который может посмотреть на этого ученика не с позиции учителя-предметника или классного руководителя, которые судят о Пете или Маше с точки зрения их успеваемости или проблем с дисциплиной на их уроках, а способные абстрагироваться от такого узкого взгляда. Поэтому мы стараемся, чтобы тьюторами работали те учителя, которые не ведут уроки у своих подопечных и не являются их классными руководителями. Это независимые значимые взрослые, которые приходят в жизнь детей и принимают их с чистого листа»», – говорит Татьяна Талецкая.

В то же время она отмечает, что нередко тьюторский опыт положительно влияет на изменение позиции учителя: он становится более гибким по отношению к детям, пересматривает свои подходы к системе оценивания и вообще видит в своих воспитанниках не только учеников, в той или иной мере усваивающих школьную программу, а личность со своими интересами, запросами и мечтами.

Технология личного форсайта, или образ желаемого будущего

«Задача тьютора – методом сократовской беседы, путем поддержки, за счет совместной работы над различными ресурсами, привести его к самостоятельному решению, – подчеркивает Алексей Голубицкий. – Принимать решение за ребенка – это все равно что выбрать обувь без примерки, не зная толком размер его ноги. Есть большой риск, что мы предложим ему либо слишком тесную, либо слишком просторную обувь – и в том и в другом случае это доставит ему дискомфорт. А в случае выбора жизненного пути неправильное решение может негативно сказаться на дальнейшей судьбе человека».

Он вспоминает, как однажды ему позвонил выпускник школы, которого приняли сразу в два вуза по результатам ЕГЭ, и он не мог определиться, в какой из них подать документы. Алексей Викторович не стал давать ему прямого ответа на этот вопрос, а просто напомнил, на что юноша прежде всего обращал внимание при выборе вуза. Что для него было главным фактором в этой ситуации? И тогда парень сразу принял правильное решение, не опираясь на чужие советы, а ориентируясь исключительно на собственные аргументы.

Одним из главных результатов развития тьюторской службы в Школе будущего стала разработка технологии построения личного форсайта. С ее помощью и при поддержке тьютора каждый школьник сам составляет образ желаемого будущего на ближайшие 10 лет и даже больше. Например, ребята, мечтающие связать судьбу с профессией врача, «заглядывали» и на 15 лет вперед с учетом того, что медицинское образование рассчитано, как правило, на длительный период. Со своей стороны педагоги и тьюторы планомерно направляли подростков к заветной цели, помогая составлять индивидуальную образовательную программу, включающую не только профильные дисциплины, но и элективные курсы, и дополнительное образование с использованием ресурсов школы, города и других регионов.

«И когда вдруг ребята понимали, что сегодня, здесь и сейчас они могут это желаемое будущее сделать более близким и осязаемым, тогда их уровень осознанности, качество их образования и жизни в целом неожиданно менялись в лучшую сторону», – отмечает Алексей Голубицкий.

В поиске компромиссов

Самая трудная задача тьютора – это диалог с семьей ученика. Главная проблема заключается в том, что часто представления родителей и детей об их будущем диаметрально расходятся, и в этой ситуации важно убедить взрослых дать ребенку шанс состояться именно в том деле, к которому он стремится, а не навязывать свои взгляды.

На первом этапе зарождения тьюторской службы в Школе будущего «родительский фактор» не учитывался, тьюторы работали только с детьми. Тем более неожиданным и шокирующим для специалистов оказалось жесткое и порой агрессивное сопротивление родителей в вопросах выбора профессионального пути для их ребенка. На этой почве разыгрывались целые драмы, и продолжалось это до тех пор, пока педагоги не осознали, что надо искать компромиссы и проявлять гибкость, даже идти на некоторые хитрости.

Нередко родители из самых лучших побуждений стремятся сориентировать детей на те специальности, которым они сами посвятили свою жизнь. Например, ребёнок выбирает профессию врача, а мама у него юрист, отец – военный, и других карьерных путей для своего чада они не признают. Чтобы переубедить упрямых родителей, в Школе Будущего проводится такое занятие, как «Профессиональное дерево моей семьи», где ребята не просто составляют свою родословную, а показывают, кем были по профессии их предки. Так, в семье юриста и военного где-то в четвертом поколении обнаружился земский врач. Родители были удивлены этим фактом, но все же как люди образованные приняли его во внимание и согласились с выбором ребенка. Или тьюторы пытаются убедить семьи, что для специальности, выбранной ребенком, потребуются навыки, применяемые в тех профессиональных сферах, в которых трудятся родители.

«Мы учим подростков прислушиваться к мнению родителей, с уважением относиться к нему, а родителей принять тот факт, что их дети повзрослели и не получится прожить жизнь за них, но можно поддержать и помочь достичь тех целей, которые они сами перед собой поставили», – говорит Татьяна Талецкая.

В следующей статье мы более подробно расскажем о принципах создания тьюторских команд в Школе будущего, о профессиональных пробах и Клубе успешных людей, о социальных практиках и других примерах интересного опыта.

Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638). В главе «Тьютор» четко прописаны должностные обязанности и требования к квалификации таких специалистов.

Материалы Алексея Голубицкого читайте здесь


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube