Качество образования // Статья

«Человек рождается с крыльями. Тьютор лишь помогает ему взлететь»


«Человек рождается с крыльями. Тьютор лишь помогает ему взлететь»

Такими словами открывается сайт Межрегиональной тьюторской ассоциации, которой в этом году исполнилось 35 лет. И хотя профессия тьютора уже не первый год существует в нашей системе образования, но до сих пор многие отождествляют этого специалиста с репетитором или с педагогом, который работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. О том, что задачи современного тьютора гораздо сложнее и разнообразнее, рассказала профессор МГПУ, президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации Татьяна Ковалева. Семинар с ее участием состоялся 2 декабря в рамках проекта «Онлайн-навигатор для родителей», который разработал Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов.

Как все начиналось

Предваряя выступление Татьяны Ковалевой, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский отметил, что она сочетает в себе качества ученого и педагога-практика. Ученица Александра Тубельского и Ефима Штейнберга, она принимала участие в коммунарском движении и в создании сообщества авторских школ «Эврика».


Это был междисциплинарный коллектив специалистов – психологов, философов, педагогов, в число которых входили такие известные ученые, как Александр Адамский, Исак Фрумин, Виктор Слободчиков, Виктор Болотов, недавно ушедший из жизни Борис Эльконин, педагоги Владислав Редюхин, Элина Шепель, Алла Шейнина, Алла Антонова, Борис Грозовский, Алексей Воронцов и многие другие замечательные ученые и учителя. Активно поддерживали «Эврику» на разных этапах Владимир Матвеев (главный редактор «Учительской газеты» в 80-х годах), писатель Симон Соловейчик, философ Феликс Михайлов, психологи Василий Давыдов, Шалва Амонашвили, Александр Асмолов, Владимир Репкин, педагоги Виктор Шаталов, Олег Газман, Александр Тубельский, Михаил Щетинин, журналисты Нелли Логинова, Ольга Мариничева, Валерий Хилтунен, Елена Хилтунен, Татьяна Миледина. Это было блестящее сообщество из которого вышли многие инициативы российского и международного образования. Одна из таких инициатив, возможно самая значительная – тьюторское движение.

«В конце 80-х-90-х годов Татьяна Ковалева вместе с другими новаторами продвигала идею о поддержке ребенка, и тогда это было необычно, поскольку, как правило, речь шла о формировании личности ребенка как об ориентации на некий образец (тогда это был «строитель коммунизма») и о «мичуринском» привитии необходимых для этого качеств, – сказал Александр Адамский. – Мы принадлежали к другой линии, линии развития ребенка, (Выготский и его школа), гуманистического воспитания, (В. Сухомлинский, И. Иванов, С. Соловейчик, Л. Новикова, В. Караковский, О. Газман). Истоки педагогической поддержки, конечно, были и до нас, но заслуга Ковалевой в том, что она смогла не только создать образцы-прецеденты тьюторства, но институт тьюторства: профессиональную деятельность, в основе которой – нормы, правила, профессиональный стандарт, система воспроизводства профессионалов, сетевое сообщество».

Кстати, ключевые слова профстандарта тьютора – «поддержка», «индивидуальные образовательные маршруты», взаимодействие с родителями.

Опека или сопровождение?

Интерактивный опрос участников семинара, большинство которых – родители, показал, что одно из главных качеств, которое они хотят видеть в своих детях – это самостоятельность, а в числе способов достижения этой цели – партнерские, дружеские отношения с ребенком, поддержка его интересов. В научной терминологии применительно к тьюторству закрепилось понятие «сопровождение» ребенка на пути к его образовательным и жизненным целям.

Не случайно свое выступление Татьяна Ковалева начала с разъяснения этого понятия и подчеркнула, что процесс сопровождения можно организовать по-разному. Например, можно опекать ребенка, контролируя его действия или даже совершая их за него, а можно идти рядом, обеспечивая его безопасность, позволяя ребенку быть самостоятельным, даже если он совершает ошибки.

Один из типов такого сопровождения – индивидуализация, когда ребенок через собственные пробы начинает осознавать свои интересы и приоритеты, а его сопровождение могут осуществлять тьюторы – профессиональные педагоги или родители, если они обладают тьюторской компетентностью.

Как подчеркнула Татьяна Ковалева: «Одна из самых распространенных ошибок состоит в том, что понятие «индивидуализация» часто путают с индивидуальным подходом, с индивидуальной работой и даже с индивидуализмом. Это однокоренные слова, но совсем не тождественные понятия.

И разъяснила различия между ними: «Индивидуальный подход – это когда вы из мира взрослых видите, что дети разные, и к каждому находите свой индивидуальный подход. Индивидуальная работа – это один из форматов деятельности тьютора, педагога, психолога, социолога – словом, антропопрактика, который взаимодействует с другими людьми. Что касается индивидуализма, то его часто противопоставляют коллективизму и даже приравнивают к эгоизму, когда человек может идти по головам других ради каких-то своих целей. И индивидуализм – это тоже совсем не индивидуализация».

«Золотой стандарт» не заменит вариативность

Так что же такое индивидуализация? В качестве примера Татьяна Ковалева привела футбольную команду, где есть вратарь, нападающий, защитник, и каждый знает своё место. И если тренер обладает тьюторской компетентностью, то он не сам назначает ребят на эти роли, а даёт им возможность попробовать быть нападающим, защитником, вратарём, и он согласует с ними, в какой позиции им интересно попробовать себя. И вот когда каждый видит свою позицию в коллективе, понимает свои ресурсы и дефициты для выполнения той или иной задачи – это и есть процесс индивидуализации.

«Но если пустить этот процесс на самотек, то человек набьет себе шишки и рискует даже сбиться с пути, а вот если его будет сопровождать человек с тьюторской компетентностью, который поможет ему обустроить этот процесс, то он проходит свой путь гораздо интенсивнее, интереснее, человек больше про себя понимает, то есть, он становится более самоопределённым», – констатировала Татьяна Ковалева. Она подчеркнула, что участники семинара выделили «самостоятельность» и «самоопределение» как основные характеристики успешного развития ребенка, и это очень важно.

Если же и дальше углубляться в понятия «индивидуального подхода» и «индивидуализации», то окажется, что в первом случае для каждого ребенка в зависимости от его возраста и потребностей подбирается определенное содержание, а во втором – специально создаются такие условия и такая среда, которые позволят каждому, независимо от возраста и жизненного опыта, выйти на важное для него содержание.

И эта среда должна быть и вариативной, и открытой, поэтому, по словам Татьяны Ковалевой, процесс сворачивания вариативности, который происходит сегодня, не дает осуществиться в полной мере процессу индивидуализации, и никакой «золотой стандарт» не заменит разнообразия образовательных программ.

«Интересы есть, но вы их не можете поймать»

Тьютор выступает в роли навигатора детских интересов, он обсуждает с тьюторантом (так называют ребенка, с которым встретился тьютор), преимущества и «подводные камни» на пути движения к той или иной образовательной цели.

«Всё тьюторское сообщество отталкивается от такой аксиомы, что у каждого человека изначально есть интересы, – пояснила Татьяна Ковалева. – Если даже часто родители или учителя говорят: «Он ничем не интересуется, ему ничего не хочется», мы возражаем: «Интересы есть, другое дело, что вы их не можете «поймать»».

Поэтому выявление интересов ребенка – это один из важнейших этапов тьюторской работы. В начальной школе у ребенка часто наблюдаются стихийные интересы, и задача тьютора – перевести их в область устойчивых. В основной школе под руководством тьютора происходит «окультуривание» познавательных интересов за счет проектирования, исследовательской и творческой деятельности, а в старшей – их социальная реализация, когда на основе приоритетных интересов подростков организуются стажировки, пробы, которые потом могут обсуждаться с тьюторами.

От интерактивного вопрошания – к личностно-ресурсному картированию

Как подчеркнула Татьяна Ковалева, тьютор должен владеть различными технологиями работы – их очень много, перечислить их в одном выступлении невозможно, поэтому проще выделить базовые форматы, которые эти технологии объединяют. Это интерактивное вопрошание, тьюторские события и личностно-ресурсное картирование. На последнем формате Татьяна Ковалева остановилась особенно подробно, поскольку это отечественное ноу-хау. Такие карты составляются совместно с детьми и с родителями, или совместно со взрослыми тьюторантами (если речь идет о людях «серебряного возраста», многие из которых сейчас обучаются в специальных университетах по индивидуальным образовательным программам, которые сопровождают тьюторы).

Тематика таких карт может быть самой разнообразной, например: «Мои школьные проблемы», «Мои дефициты», «Мои интересы», «Мое образование».

«Что в разном возрасте можно картировать? В начальной школе – интересы и выделять приоритеты. В основной школе – проекты и исследовательские работы. В старшей –профессиональные интересы. Можно составлять карту предметов, антропологическую карту. Личностно-ресурсные карты – это хороший инструмент для рефлексии о том, что для человека является притягательным», – убеждена Татьяна Ковалева.

Кстати, опыт составления таких карт был обобщен в книге «Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…»

Тьютор – особая профессия

Понятно, что когда появились разные форматы работы, то появились и группы тьюторов, которые специализируются в том или ином формате. Но, как подчеркнула Татьяна Ковалева, «тьютор – это особая педагогическая позиция, и здесь очень важно не переходить за границы своих компетенций».

«Мы не физиологи, не психологи, не дефектологи, мы работаем с интересами ребенка, но, если мы видим другие проблемы, мы можем их обсудить с этими специалистами», – пояснила она.

Часто возникают вопросы об отличиях учительской и тьюторской профессий. Задавали их и участники семинара. По мнению Татьяны Ковалевой, у тех и у других – совершенно разные задачи: учитель передает знания и опыт, тьютор – сопровождает человека на пути к его образовательным и жизненным целям через процесс индивидуализации. С 2011 по 2017 годы шла работа над профессиональным стандартом, в котором подробно прописаны функционал тьютора и необходимые знания и умения, которыми он должен обладать.

Тьюторская профессия требует специальной подготовки, и для этого сейчас созданы все условия. Например, в МГПУ действуют две магистерские программы: «Тьюторство в сфере образования» и «Тьюторство в цифровой образовательной среде», а также курсы повышения квалификации и переподготовки, Летний университет тьюторства. Межрегиональная тьюторская ассоциация, которая объединяет 13 регионов, занимается сертификацией тьюторов. Их список опубликован на сайте ассоциации, так что каждый родитель может подобрать для своих детей квалифицированного и проверенного специалиста.

Для родителей тоже организуются практикумы по разным форматам: по технологии вопрошания, по личностно-ресурсному картированию. Кроме того, у них есть возможность посетить научно-практические конференции по тьюторской тематике, которые традиционно проходят в конце октября. В марте в Перми проходит недельный лагерь для детей «Вперед, в будущее!». Полную информацию можно найти на сайте.


Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился в конце XIV века в классических английских университетах (в Оксфорде и несколько позднее в Кембридже). С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным студентом.

В России первые тьюторы появились позже – в начале XIX века. Например, в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, наряду с профессорами и гувернерами, были так называемые «дядьки», которые сопровождали лицеистов после уроков. Свой тьютор был и у цесаревича Алексея – его звали Чарльз Сидней Гибсон, выпускник Оксфорда.

Но по-настоящему тьюторское движение начало формироваться в России в 1989–1990 годах, когда появился проект факультета тьюторства в Школе Культурной Политики Петра Щедровицкого, и в 1991 году, когда была создана первая тьюторская группа в школе «Эврика-развитие» г.Томска под научным руководством Татьяны Ковалевой.


Напомним: Институт «Эврика» проводит серию семинаров в рамках проекта «Онлайн-навигатор для родителей», на которых сотни родителей знакомятся с образовательными системами и учатся с ними взаимодействовать. Следующий вебинар состоится 9 декабря, тема – «Система Монтессори».

Иллюстрации Майи Мельниковой


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube