Персона // Статья

Человек, сотворивший будущее


Человек, сотворивший будущее
Фото: funnyart.club

Сокол высоко поднимается,
когда летит против ветра, а не по
ветру

Уинстон Черчиль

Передо мной особая рукопись. Жанр этого эссе я бы определил следующим образом: «СВОБОДНЫЕ МЫСЛИ НЕСВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА». Оно принадлежит перу ректора Казанского федерального университета – Ильшату Гафурову.

Буквально лет 13 назад он совершил обыкновенное чудо: объединил семь университетов на земле Татарстана в единый университет как «особое единство разнообразия». Этот университет стал одним из самых жизнеспособных организмов развития образования не только в России, но и в ряде других стран на карте образования нашего разрываемого конфликтами и противоречиями мира.

В настоящее время Ильшат Гафуров пишет эти записки, находясь в заключении. Когда их читаешь, то поражаешься мужеству, достоинству и главное человеколюбию Ильшата Гафурова, которого я бы хотел назвать культурным героем нашего времени.

Казалось бы, когда твою жизнь злая воля пытается остановить на полном скаку, то ты можешь впасть в обиду на весь свет. Не только можешь, но и имеешь на то полное право т.к. подобная обида является ответом и протестом по отношению к чудовищной несправедливости, резко изменившей всю твою жизнь.

Но вы не найдете и тени обиды в мелодии рукописи Ильшата Гафурова. Она являет собой конструктивную рефлексию, способность помочь многим лидерам современного образования почувствовать, насколько осознание миссии в своей жизни помогает профессионалу в сфере науки, управления и образования выстроить новый Университет.

Для меня было невероятно важно, что рукопись Ильшата Гафурова посвящена одной из самых болевых точек образования России. Это болевая точка – запредельный кризис педагогического образования, вырванного и изолированного из фундаментального университетского образования. Когда-то мой старший друг, поэт Наум Коржавин обронил пророческую фразу: «Смерть России таится в пренебрежении к педагогическим институтам». Думаю, что он исторически прав. Если в стране не становится высшим ценностным приоритетом педагогические образование и подготовка учителей, то страна неминуемо начинает двигаться к катастрофе.

Именно ценностный приоритет педагогического образования в создании гражданского общества чувствует Ильшат Гафуров. Именно поэтому в разнообразном, технологически оснащенном современнейшим оборудованием университете он избирает в качестве ценностного ориентира своей деятельности педагогическое образование, которое искусно имплантирует в систему высшего фундаментального образования и науки.

По «гамбургскому счету» сформировалась самобытная модель педагогического образования, которую всецело можно обозначить как «модель Ильшата Гафурова».

На мой взгляд, именно Ильшат Гафуров сделал в нашей стране в области развития высшего педагогического образования важнейший шаг по направлению его трансформации от педагогических институтов – к антропологическим университетам. В этом ему помогли и любовь к своему первому учителю физики, благодаря которой системное мышление стало креативным ресурсом любых управленческих действий ректора Казанского федерального университета. В трудном деле трансформации университета ему помогла и безукоризненная интуиция в подборе кадров. Секрет хедхантинга Ильшата Гафурова в поразительном чутье на талантливых людей, которые являются не только профессионалами, но и людьми, влюбленными в сложнейший процесс взращивания Человека.

Нередко при подборе кадров на зыбких весах лояльности и компетентности перевешивает лояльность. Отсюда пронизывающий разные сферы жизни в нашей стране кризис профессионализма. Для Гафурова же на первом плане при поиске талантливых людей стоит их преданность не тому или иному лидеру, а делу и способность к системному мышлению и решению сложнейших задач в стремительно меняющемся мире.

Среди профессионалов, которых искусно подобрал и вырастил Ильшат Гафуров я бы прежде всего хотел назвать таких мастеров антропологического педагогического образования как Айдар Калимуллин и Елена Мерзон.

Для меня было бы неразрешимой задачей перечислять весь ансамбль компетентностей, которыми владеет академик РАО Ильшат Гафуров.

Назову лишь ту компетентность, которой у него нет и отсутствие которой привело к рискам в его собственной биографии. Ильшат Гафуров начисто лишен «царедворческой» компетенции. Но именно это качество и является залогом его вдохновляющих творческих успехов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что перед Вами особая рукопись и каждый, кто решится ее прочесть, убедится в точности эпиграфа, который я избрал для понимания неповторимого жизненного стиля личности Ильшата Гафурова как человека и гражданина, влюбленного и в своей университет, и в свою страну.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube