Культура // Статья

Жизнь вопреки всему: о буднях одной семьи в XXI веке


Жизнь вопреки всему: о буднях одной семьи в XXI веке
Фото: rg.ru

Все больше театров обращаются к творчеству современных драматургов, и тенденция понятна: зрителю хочется видеть на сцене отражение собственной жизни и актуальных проблем. Оправдывает свое название и театр «Современник»: в прошлом году здесь состоялась премьера спектакля «Житие FM» по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович «Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето».

Действие происходит в 2020 году, в разгар ковидной пандемии. Об этом с первых минут спектакля зритель узнает из сводок новостей, которые транслируются с большого экрана, установленного над сценой, как бы на втором этаже. Экран становится важным местом действия, своего рода спектаклем в спектакле или, точнее, фильмом в спектакле, видеоиллюстрацией к происходящим событиям и монологам. На экране появляются и лица актеров крупным планом, что позволяет лучше понять переживания героев.

На первом этаже сцены выстроена декорация квартиры, обставленной в основном старой советской мебелью: здесь и потертые кресла, и ковер с семейными фотографиями, и сервант с хрустальными вазами. Из примет нового времени – большой телевизор с плоским экраном, холодильник с магнитиками и стиральная машина. Всю эту обстановку в мельчайших подробностях может разглядеть зритель перед началом спектакля, потому что сцена открыта для обозрения. В этом маленьком и, в общем, типичном мирке живет главная героиня – Алевтина Павловна (эту роль исполняет Алена Бабенко). По ходу пьесы мы узнаем, что у нее есть взрослая дочь Маша 36 лет (актриса Клавдия Коршунова) и 13-летняя внучка Даша (Варвара Феофанова).

Но есть еще один очень важный герой – старый пес Федор Михайлович, верный друг Алевтины Павловны, названный ею в честь Достоевского, творчеству которого она посвятила свою диссертацию.

Эту роль исполняет Александр Вдовин, который наравне с другими персонажами произносит свои монологи. Это воспоминания о счастливых прогулках на природе, о первой встрече с его нынешней хозяйкой, о ее привычках и образе жизни. Они очень привязаны друг к другу, и когда Алевтина Павловна узнает о диагнозе своего питомца (рак) и о том, что ему потребуется сложная операция за немалые деньги, она сразу же принимает решение продать свою старую дачу. В это время ее дочь Маша занята безрезультатными поисками работы, походами к психотерапевту и общением в онлайн-чате с теми, кто борется со своими детскими травмами. Машина речь пестрит психологическими терминами, которые теперь вошли в моду и уже стали навязчивыми шаблонами. У Маши – свой счет к матери, которая, по ее мнению, недодала ей любви и внимания в детстве, отдав предпочтение науке и личной жизни. Кроме того, Маша убеждена, что ее мама предала своего мужа (Машиного отца), когда в период его тяжелой болезни уехала на конференцию в Париж, в то время как ее несовершеннолетняя дочь была сиделкой при умирающем отце.

В свою очередь свои счеты матери предъявляет и самый младший член семьи – Даша, которую не отпускают в поход с ее другом.

То есть все три героини живут своими заботами и горестями, разрознены во времени и пространстве (Алевтина Павловна живет в провинциальном городке, а Маша с дочерью – в Москве, в ипотечной квартире), разъединены противостоянием «отцов и детей».

Друг с другом они общаются редко, и часто это общение заканчивается конфликтами. Маша периодически блокирует в телефоне свою маму, которую считает «токсичным человеком», нарушающим ее «личные границы».

Не находят взаимопонимания и бабушка с внучкой: у них разные ценности и взгляды на жизнь. Для Алевтины Павловны как для филолога важную роль играют книги, которыми Даша не интересуется вовсе и читать не собирается. Один из немногих авторов, знакомых ей с детства – Андерсен, только если ее бабушка считает, что «Русалочка» – это сказка о великой любви, то ее внучка видит в этом произведении тему гендерного неравенства.

Казалось бы, три героини, связанные тесными родственными узами, никогда не примирятся друг с другом и не найдут общего языка, и все же такой момент наступает – в самом конце спектакля.

Это настоящий катарсис, когда зрителям срочно требуются носовые платки. И тогда прощаешь автору и режиссеру пьесы и шумное музыкальное сопровождение, и молодежный сленг, обильно звучащий в репликах молодых героев, и некоторую поверхностность повествования.

Впрочем, короткая одноактная пьеса не претендует на эпическую глубину, скорее, это беглая зарисовка на злобу дня. В финале спектакля слышим очередные новости о жертвах пандемии – заболевших и умерших, но как лучик надежды на этом фоне – появление на сцене маленького ребенка. Жизнь продолжается, несмотря ни на что.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube