31 января 1714 года Пётр I издал указ об обучении наукам дворянских детей и запрещении «не постигшим основ знаний» жениться.
При Петре у дворян появилось два обязательных вида службы: военная и учебная. Тут даже трудно сказать, что они считали более обременительным.
Реформы в сфере образования Петру были просто необходимы. Новая страна, новая столица, новые условия жизни, усиление военной мощи требовали от государства специальных подготовленных кадров, которых в стране без развитой системы школ не было.
Указ от 20 (31) января гласил:
«Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны». Срок обучения был жёстко ограничен возрастом с 10 до 15 лет, так как с 15 лет дворянские дети были обязаны приступить к службе.
Таким образом, среднестатистический недоросль лишался возможности вступить в брак, если не получал необходимого образования. Ведь далеко не всем дворянам хотелось идти учиться, а этот указ практически их к этому вынуждал. Но это была мера необходимая, более того – обязательная и очень важная.
Как писал знаменитый отечественный историк Василий Ключевский:
«Пётр хотел сделать дворянство рассадником европейской военной и морской техники. Скоро оказалось, что технические науки плохо прививались к сословию, что русскому дворянину редко и с великим трудом удавалось стать инженером или капитаном корабля, да и приобретённые познания не всегда находили приложение дома: Меншиков в Саардаме вместе с Петром лазил по реям, учился делать мачты, а в отечестве был самым сухопутным генерал-губернатором. Но пребывание за границей не проходило бесследно: обязательное обучение не давало значительного запаса научных познаний, но всё-таки приучало дворянина к процессу выучки и возбуждало некоторый аппетит к знанию; дворянин всё же обучался чему-нибудь, хотя бы и не тому, за чем его посылали».
Пётр I всё своё правление боролся за то, чтобы приобщить дворян к образованию, светской европейской культуре: открыл школу математических и навигационных наук и многие другие учебные заведения, начал издавать первую печатную газету, способствовал издательству книг.
Образование должно было стать массовым явлением. Для этих целей Пётр создал «цифирные школы».
Предполагалось открыть по две такие в каждой губернии, обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей предусматривались гарнизонные школы, для подготовки священников – сеть духовных школ. В этом вопросе также был сделано важное преобразование: церковное образование отошло на второй план, а на первое место выступили светские науки.
Пётр создал первую библиотеку и первый музей, Академию наук, активно способствовал организации географических и геологических экспедиций.
Конечно, реформы образования не стояли у Петра на первом месте в приоритетах: военная мощь государства для него была важнее. Поэтому изменения происходили не очень структурно, но сделано было немало.
Петру и России были нужные грамотные и образованные люди, которые были готовы трудиться на благо родины. Реформы образования позволили их получить.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.