Система предпрофессионального образования в Москве реализуется последние восемь лет. Она включает предпринимательские, инженерные, медицинские, академические, кадетские, ИТ, медиаклассы, педагогические классы. Что произошло в сфере предпрофессиональной подготовки и какие новые возможности открываются для московских школьников в этом учебном году?
Об этом рассказали журналистам участники пресс-конференции Департамента образования и науки г. Москвы, которая состоялась 15 сентября в столичном Доме правительства.
Вход в профессию начинается со школы
В новом 2022–2023 учебном году в столице увеличилось количество школ с предпрофессиональными классами. Инженерные классы теперь действуют в 222 столичных школах, академические – в 59, ИТ – в 125, медицинские – в 136, предпринимательские – в 141.
Количество школ с новыми педагогическими классами выросло до 112, а с медиаклассами – до 155.
За последние два года разработаны единые стандарты реализации предпрофессиональных классов в московских школах.
С этого года ввели единые правила приёма в предпрофессиональные классы, позволяющие выпускнику 9-го класса поступить в любую школу, где есть интересующий его предпрофессиональный класс, если в его собственной школе не набирается, например, медицинский или инженерный класс.
Критерии зачисления прозрачны и понятны: результаты ОГЭ по математике и русскому языку и по предметам, соответствующим направленности предпрофессионального класса, а также средний балл по итогам промежуточной аттестации в 9-м классе по каждому профильному предмету; портфолио обучающегося, в том числе достижения в творческих и спортивных мероприятиях; наличие личной книжки волонтёра и мотивационное письмо, подтверждающее осознанное желание школьника продолжить обучение в том или ином предпрофессиональном классе.
Новые направления - новые возможности
Кроме того, с этого учебного года возможности выбора старшеклассников расширились за счет новых актуальных направлений.
Так, в 29 столичных школах в рамках инженерного, академического и кадетского направлений открыли космические классы, а в девяти школах – авиастроительные (в рамках инженерного направления). Это объясняется необходимостью готовить новые квалифицированные кадры для высокотехнологичных отраслей.
Также с 1 сентября в восьми образовательных организациях запущен проект «Спортивный класс в столичной школе».
Новые классы продолжат идеологию предпрофессионального образования, сложившуюся в Москве за последние восемь лет.
Как пояснила заместитель руководителя Департамента образования и науки г. Москвы Наталия Киселева, суть этой идеологии заключается в сотрудничестве «школа–вуз–бизнес». Координирует взаимодействие этой триады единый проектный офис, который находится в Городском методическом центре. В каждой школе, в которой реализуются предпрофессиональные классы, создан проектный офис из руководителей и кураторов.
Школа дает углубленные знания по профильным предметам, на университетских площадках для подростков организуются лекции ведущих специалистов, практикумы и лабораторные работы, научные конференции и предпрофессиональные олимпиады.
150 компаний-партнеров организуют для школьников экскурсии на современное производство, руководят исследовательской и проектной деятельностью учащихся, устраивают для них тренинги, бизнес-игры и мастерские.
«Мы понимаем нашу важную задачу – показать ребёнку не только его путь из школы в вуз, но и дальнейшую возможность, где он может найти и реализовать себя на рынке труда, – подчеркнула Наталия Киселева. – Например, выпускники информационных классов после школы устраиваются в IT-компании и продолжают параллельно обучаться в вузе. То есть уже многие компании, развивающие эти отрасли, готовы брать программистами выпускников московских школ после их подготовки в школе, а не ждать ещё шесть лет, пока они обучатся в вузе, параллельно поддерживая их обучение, становление в вузе».
«Заправлены в планшеты космические карты»
Новые предпрофильные классы тоже будут тесно связаны с перспективами развития рынка труда.
По мнению директора административного департамента Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» – партнера направления «Космические классы» Дмитрия Шишкина, «формат инженерных классов и профподготовки оптимален для того, чтобы основательно подготовить молодого человека для будущего рабочего места».
По словам Дмитрия Шишкина, в Москве и Московской области работает около 50 тысяч сотрудников космической отрасли, именно на этих территориях расположены ведущие организации, которые создают новые космические аппараты и занимаются ракетостроением. В 2024 году в Филях планируется построить национальный научно-исследовательский центр, совмещающий научные, промышленные и образовательные функции, который поможет школьникам ознакомиться с передовыми проектами космической отрасли.
«Наша задача – подготовить методические материалы, своих специалистов, которые будут выступать в роли наставников в работе со школьниками», – подчеркнул Дмитрий Шишкин.
Модель предпрофессиональной подготовки школьников для космической отрасли получила поддержку не только в Москве, но и в Красноярском крае, в Калининградской области, в Республике Северная Осетия.
Дмитрий Шишкин подчеркнул, что на базе космических классов будет более предметно развиваться тематика проектной деятельности учащихся, в том числе программа «Стратонавтика», благодаря которой ребята получат возможность включаться в состав детско-взрослых инженерных команд и запускать космические аппараты в стратосферу.
Первым делом – знания, а самолеты – потом
Не менее стратегически важная для страны отрасль – авиастроение, поэтому классам этого профиля тоже будет придаваться особое значение.
По словам начальника Управления довузовской подготовки МАИ Александра Гетманова, сейчас к этой работе привлечено 16 регионов, где расположены основные авиастроительные предприятия. В Москве работа выстраивается с научно-производственным объединением имени С.А. Лавочкина, Объединенной авиастроительной корпорацией и другими.
Никто не запрещает отбирать ребят из профильных классов в вузы для целевого приема.
Как пояснила Наталия Киселева, проект авиационных классов – «это не только кружки авиамоделирования и не только знакомство с миром самолётов – беспилотников и других авиаконструкций, но и углублённая физика, без этого никак».
По ее мнению, академические знания никогда не заменятся простыми практическими навыками. Поэтому большое внимание в таких классах будет уделяться именно серьёзной подготовке по предметам профильного направления. При этом она отметила, что во всех предпрофессиональных классах реализуется полный спектр всех общеразвивающих, общекультурных дисциплин, которые предусмотрены ФГОСом. И вход в профессию осуществляется через внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.
«Таким образом выстраивается своеобразная школа полного дня, когда ребёнок занят в течение учебного времени, и реализуются академические знания в полном объёме ФГОС, который расширяется за счёт профильного обучения, внеурочной деятельности и дополнительного образования, но не просто за счет набора всевозможных кружков – макраме, вышивание, вязание, а кружков определённой направленности для каждого предпрофессионального направления, и в полном объёме выполняются все действующие нормативные требования», – пояснила Наталия Киселева.
Спорт – это не только соревнования
Наконец, третье новое направление - спортивные классы, которые с этого учебного года организуются не только на базе 10–11-х, но также 7-х и 5-х классов. Сейчас в пилотном режиме в нем участвуют восемь образовательных организаций столицы.
Как рассказал и.о. проректора по учебно-методической работе Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» Евгений Павлов, «спортивный век недолог, и после окончания своей карьеры такой человек рискует оказаться у разбитого корыта».
Чтобы этого не произошло, важно показать подросткам, увлекающимся спортом, что спортивная соревновательная деятельность – это далеко не все, что их ожидает в будущем. В спортивной сфере работают юристы, менеджеры, психологи, специалисты по рекламе и связям с общественностью.
Поэтому, по словам Павлова, необходимо убедить ребят, что надо показывать высокие результаты не только в спортивной деятельности, но и в общеобразовательной.
Какие преимущества дает обучение в предпрофессиональных классах?
Директор школы № 1474 Ирина Курчаткина рассказала о том, что ее образовательная организация активно участвует в предпрофессиональном проекте, который реализуется в Москве. В этом году здесь открыли два новых направления в инженерных классах: авиастроительное и космическое, и они очень прочно вошли в общую систему работы школы.
Школы оборудованы инженерными лабораториями, в которых ребята имеют возможность обучаться и получать знания, выполняя практические работы.
Предпрофессиональную подготовку здесь начинают с 5-х классов. Большой популярностью пользуются занятия технологией на базе колледжей, где учащиеся имеют возможность познакомиться с преподаванием, с лабораториями и начинают уже там выполнять проектные работы. По мнению Ирины Курчаткиной, «это действительно играет большую роль в профессиональном самоопределении учеников».
Ученики инженерных классов проводят свои каникулы на базе предприятий-партнеров – такой вид полезного досуга называется «инженерными каникулами».
На платформе МЭШ размещена информацию о школах, где тоже осуществляются интересные проекты в сфере предпрофессионального образования, что расширяет возможности ребят из разных школ объединяться по интересам и выполнять совместные проекты.
По словам Ирины Курчаткиной, все учащиеся показывают очень высокие знания, блестяще сдают предпрофессиональные экзамены, дающие дополнительные 10 баллов для успешного поступления в вуз.
За последние шесть лет именно благодаря развитию предпрофессиональных классов в разы увеличилось количество выпускников московских школ, которые поступают в ведущие вузы. Например, в вузы технической направленности количество детей, поступающих на бюджетные места по итогам окончания предпрофессиональных классов, увеличилось в 2,5–3 раза. И этих специалистов ждут на предприятиях и в бизнес-компаниях столицы.
В статье использованы фото пресс-службы Департамента образования и науки