Качество образования // Новость

Количество контрольных и проверочных работ сократили до рекомендованного уровня 94% российских школ


Количество контрольных и проверочных работ сократили до рекомендованного уровня 94% российских школ
Фото: ustaliy.ru

Количество контрольных и проверочных работ сократили до рекомендованного уровня 94% российских школ. Об этом сообщила начальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгения Елисеева в ходе конференции по оценке качества образования, организованной Рособрнадзором и АО «Академия «Просвещение».

По итогам заседания Президиума Госсовета в сентябре 2021 года президентом России Владимиром Путиным было дано поручение Минпросвещения и Рособрнадзору сократить количество контрольных и проверочных работ в школах. Проведенный Рособрнадзором весной 2021 года мониторинг показал, что в ряде школ действительно избыточное количество часов тратилось на оценку знаний в ущерб освоению нового материала и его закреплению. Так, процент контрольных и иных проверочных работ от общего числа запланированных уроков составлял: по русскому языку – от 11,5% до 20% (средний показатель – 14%), по математике – от 9,9% до 18,5% (средний показатель – 15%), по физике – от 9,7% до 25,9% (средний показатель – 18,6%), по истории – от 8% до 19,8% (средний показатель – 13%), по биологии – от 12,7% до 35,2% (средний показатель – 17%).

Минпросвещения и Рособрнадзором были подготовлены и направлены в регионы рекомендации по проведению оценочных процедур в общеобразовательных организациях, призванные исключить их дублирование на разных уровнях. Школам было рекомендовано проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели не чаще одного раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение предмета в параллели в текущем году. Также рекомендовано не проводить контрольные работы на первом и последнем уроках и не проводить для обучающихся одного класса более одной контрольной в день.

«В апреле-мае Рособрнадзором был проведен мониторинг исполнения указанных рекомендаций на основе репрезентативной выборки (850 школ), который показал, что в настоящее время в 94% школ контрольные и проверочные работы занимают не больше 10% от общего числа запланированных уроков», – рассказала Евгения Елисеева.

Евгения Елисеева сообщила также, что с 1 сентября 2022 года школы будут использовать конструктор рабочих программ – это специализированный онлайн-сервис, исключающий при составлении поурочного плана возможность превышения доли контрольных и проверочных работ в 10% от общего числа запланированных уроков.

Некоторые регионы, исполняя данное поручение, разработали и собственные электронные ресурсы. В Алтайском крае был создан электронный портал «Расписание контрольных работ». В Псковской области на региональном уровне проведен автоматический анализ данных региональной системы электронных журналов, а также разработан механизм, который обеспечивает автоматизированное формирование единого для образовательной организации графика проведения контрольных и проверочных работ на учебный год или полугодие с учетом оценочных процедур, запланированных на уровне образовательной организации, на федеральном и региональном уровнях. В Москве разработаны цифровые шаблоны годовых поурочных планов по учебным предметам и параллелям.

Для мониторинга ситуации с количеством контрольных и проверочных работ продолжает действовать горячая линия Рособрнадзора, куда можно обращаться с жалобами по поводу несоблюдения рекомендаций: grafik_kr@obrnadzor.gov.ru

Участники конференции обсудили также тему достижения одной из ключевых целей национального проекта «Образование» – вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования – в свете прекращения сотрудничества с ОЭСР, которая проводит международное исследование PISA, являющееся одним из индикаторов достижения данной цели.

«Задача по вхождению в десятку лучших национальных систем по качеству образования не снята, но измерение данного показателя будет меняться с точки зрения применения национальных инструментов оценки. В Российской Федерации сложился колоссальный опыт проведения международных исследований оценки качества, сегодня есть национальные инструменты оценки сформированности функциональной грамотности, и эти национальные инструменты в настоящее время и будут использоваться», – сообщил директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ Максим Костенко.

Осенью 2022 года в России пройдет очередное исследование качества образования по модели PISA. «Несмотря на приостановку сотрудничества с ОЭСР, мы продолжим проведение данного исследования, поскольку накопили достаточный потенциал для его реализации и без участия представителей международных организаций. Этот потенциал позволяет нам проводить само исследование, а также расчет итоговых результатов, сопоставимых с международными шкалами», – добавила Евгения Елисеева.

Кроме того, она рассказала о проведении всероссийских проверочных работ (ВПР) в школах. Евгения Елисеева напомнила, что в этом году ВПР были перенесены на осень, однако все 11 классы и частично другие параллели успели принять в них участие в весенние сроки. Школы, которые уже провели ВПР по каким-то предметам и классам, не должны включать соответствующие работы в осеннее расписание.

Начальник управления Рособрнадзора рассказала, что в следующем году в школах могут появиться ВПР, ориентированные на изучение предметов на углубленном уровне. «Поскольку обновленный ФГОС основного общего образования по ряду предметов содержит требования базового и углубленного уровней, мы начали подготовку к поэтапному введению ВПР по программам углубленного изучения предметов», – сообщила она.

На данный момент Ассоциация учителей математики совместно с образовательным центром «Сириус» готовит демоверсии ВПР по углубленному курсу математики для 7 и 8 классов. Кроме того, на съезде учителей физики, который организуют «Сириус» и Московский физико-технический институт, будут обсуждены ВПР по программам углубленного изучения физики. «Математику при желании можно будет апробировать уже осенью при проведении ВПР нынешнего года, но в целом проведение ВПР углубленного уровня по математике и физике планируется с весны 2023 года», – сообщила Евгения Елисеева.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube