Родители часто жалуются мне на то, что подростки не исполняют договорённости.
«Вроде всё обсудили на семейном совете… он пообещал, что будет хорошо учиться, а теперь вот в конце года – три “тройки”! Никак не получается договориться, уже руки опускаются».
Почему так получается?
Потому что «хорошо» учиться невозможно. Это абсолютно непонятная для мозга формулировка. Хорошо – это как?
Удивительное дело, но ваше «хорошо» и «хорошо» подростка могут быть такими разными. Во время общения с тем же юношей он в шоке был, как смог по тем самым трём предметам получить «тройки», и искренне считает это своим огромным достижением.
Так вот, чтобы договорённости соблюдались, они должны быть четко проговорены. Вот что, на мой взгляд, нужно обсудить.
Обсудить – это значит услышать точку зрения ребёнка, записать её, принять, задать дополнительные вопросы. Потом высказать своё мнение и обосновать его. Снова обсудить. Найти какую-то точку соприкосновения.
Закончить год хорошо – это как?
Например, максимум две «четвёрки», «троек» нет. По математике и русскому языку обязательно должны быть «пятёрки».
Каким будет контроль с вашей стороны?
Например, вы будете каждый месяц наблюдать за динамикой и напоминать или раз в семестр. Или, быть может, вам фиолетово, что будет происходить в течение года, но вот в мае нужны такие оценки?
Важно ли вам, как будут получены эти оценки?
Например, ребёнок вполне может весь год списывать с ГДЗ и решать контрольные на пару с соседом, и в итоге в году будут «пятёрки». Как вам с таким вариантом? Если нет, то планируете ли вы как-то контролировать знания? Например, вы можете раз в семестр общаться с независимым педагогом и соотносить его обратную связь с оценками в школе.
Как быть, если посреди года ребёнок ощутит, что не справляется, что по математике ну никак не получить «пятёрку»? Есть ли возможность пересмотреть договорённости? На каких условиях?
Например, вы можете обсудить «четвёрку» в таком случае, но и участие в олимпиаде по биологии или совместный еженедельный поход по музеям.
Какими будут последствия, если подросток на всё согласился, весь год молчал, помощи не просил, а в мае полный дневник «троек»?
Эти последствия должны быть обязательно оговорены на берегу, ещё в августе-сентябре, когда вы планируете год. Может быть, в случае нарушения договорённостей вы предложите ребёнку работу летом и один лагерь вместо пяти? Приготовление еды на всех каждый день в течение июля, разбор шкафов, копание огорода… не знаю, как у вас это устроено.
Но призываю вас не наказывать общением – не отбирать телефон, не закрывать дома, потому что общение – это очень важно. Последствия должны быть посильными и никак не унизительными.
Ну и конечно… когда всё случится, когда год будет закончен без «троек», с «пятёрками» по математике и русскому, сдержитесь, пожалуйста, чтобы не сказать: ну, можно было бы и без «четвёрок» закончить.