Принуждать ли малыша делиться любимой игрушкой на детской площадке или учить его блюсти свои интересы? Эксперты дошкольного образования обсудили навыки будущего на конференции «Крутые практики» фонда «Университет детства» и пришли к неожиданным выводам.
Типичные ошибки родителей
1. Развивать ребенка исходя из собственных ожиданий
Лучшее, что может сделать родитель для ребенка, – перестать воспринимать его как свое продолжение. «Мы должны радоваться ребенку, когда он уникален, а не является нашей копией», – объясняет психолог и исследователь Александр Асмолов.
Так, в книге Алис Миллер «Драма одаренного ребенка» мать, которую спросили, как ей удалось воспитать таких счастливых и разносторонних детей, признается, что у нее не было никакого родительского плана, просто очень хотелось узнать, что за человек пришел в этот мир и каким он станет.
2. Критиковать и оценивать
Доктор психологических наук Алла Холмогорова отмечает зависимость детской социальной тревожности от формы коммуникации с родителями.
Преграды на пути к развитию ребенка:
- высокий уровень критики в его адрес,
- оценочные высказывания,
- сравнение с другими детьми.
В результате малыш начинает бояться собственных проявлений, замыкается в себе, не выражает интереса к общению со сверстниками.
3. Пресекать детские вопросы и гасить интерес
Часто родители мечтают о том, чтобы их ребенок развивался и прогрессировал, но раздражаются от самых простых вопросов, пытаются переключить его внимание на телевизор или смартфон.
Важно, чтобы ребенок оставался «почемучкой». Так в детстве он получит ценные навыки, а в будущем станет тем самым «интересным взрослым», который продолжит развивающую цепочку со своими детьми.
4. Не учитывать особенности ребенка
Обычных детей по определению не бывает. Однако родители в попытке догнать и перегнать чужих детей совершенно не обращают внимания на особенности собственных и проявляют давление там, где оно может только сильно навредить.
Например, у ребенка могут быть признаки аутизма, которые необходимо учитывать, чтобы не доставлять ему своими действиями беспокойство и дискомфорт. «Есть большое количество детей, которые не попадают в официальную категорию детей с особенностями, но находятся где-то на границе нормы», – отмечает президент и сооснователь «Рыбаков фонда», основатель фонда «Университет детства» Екатерина Рыбакова.
Даже если подобных проблем не наблюдается, родители могут ничего не знать о возрастных особенностях и заставлять ребенка делать вещи, которые вредны в его возрасте.
«Всем родителям необходим психолого-педагогический ликбез. Очень хорошие, умные, прекрасные родители не знают элементарных вещей. Три этапа дошкольного детства они просто смешивают и тем самым вредят своим детям», – говорит педагог и художник Юрий Красный.
5. Делать ребенка «удобным»
Алла Холмогорова делится статистикой: в США порядка 10% детей получают диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) и соответствующие препараты, которые делают его социально удобным.
Проблема в том, что СДВГ – диагноз, который ставится как детям с настоящими органическими особенностями, так и просто очень шустрым ребятам, которым не хватает движения. Медикаментозное лечение в раннем возрасте не дает никакого положительного эффекта для развития и обучаемости, в отличие от поведенческой терапии, на которую у большинства взрослых просто не хватает терпения.
Чему правда стоит научить ребенка?
По-настоящему ценные развивающие задачи включают в себя вещи, о которых многие взрослые не вспоминают вовсе или, по крайней мере, не думают в первую очередь. Но именно им стоит уделить больше всего внимания и обучить малыша.
1. Делать выбор
«Взрослым бывает сложно доверить ребенку выбор. Доверие – самый большой дефицит, который мешает гармонично выстраивать отношения как с детьми, так и друг с другом», – говорит Екатерина Рыбакова.
Между тем выбор будет сопровождать человека на протяжении всей жизни и являться основным во всех видах его деятельности. И когда, если не в раннем детстве, формировать этот навык.
2. Исследовать мир
Поисковая и исследовательская деятельность – одна из основ жизни ребенка, которая строится на творчестве и общении. Первые годы жизни ребенок творит собственные миры – это и есть его главная задача.
«Творчество должно включать огромное количество задач с высоким уровнем неопределенности – „пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что“… Задача взрослого – конструирование для ребенка развивающих сред», – подчеркивает Александр Асмолов.
Такой подход направлен на развитие субъектности, поддерживает активность и включает осознанность.
3. Сотрудничать
Грань между сотрудничеством и опекой очень тонка. Взрослые часто испытывают соблазн ее нарушить. Однако так нельзя делать, даже если на первый взгляд кажется, что ребенку трудно самостоятельно справиться с поставленной задачей.
«Как-то наши студенты волонтерили в организации, где содержатся дети с параличом, – рассказывает Алла Холмогорова. – Там запрещено помогать детям, но у взрослых автоматически возникает соблазн налить воды, подать что-то, хотя ребенок может и должен сделать это сам. Помогать нужно только в зоне ближайшего развития».
Необходимо искать баланс между желанием сделать все за ребенка и порывами научить его справляться со всем самостоятельно.