Нужна ли мне очередная блузка?
Иногда кажется, что вся наша жизнь – сплошная реклама. Прямая или нативная, навязчивая или спокойная, но она окружает нас повсюду. Нас провоцируют на покупку еды, машины, квартиры, образа жизни всеми возможными способами, только и успевай включать критическое мышление. Безусловно, во всём перечисленном мы и сами заинтересованы, этим-то и пользуются маркетологи. Но иногда под видом качественного товара предлагают нам совсем не то.
А всё ли то золото, что блестит? Нужна ли мне очередная блузка? А соответствует ли начинка обёртке? Если бы эти вопросы мы задавали себе как можно чаще, тогда бы реже становились жертвами рекламы.
Я сама неоднократно соблазнялась на ту или иную акцию, которая в итоге того не стоила. Думая об этом последний год, я решила провести исследование на тему «Влияние рекламы на современных подростков».
Почему именно современных? Во-первых, потому что я одна из них, а во-вторых, потому что современные подростки уже не так доверяют рекламе, как их родители. Ведь когда они были в нашем возрасте, массовая реклама только появилась.
Была ли реклама в СССР?
Впрочем, реклама была и в советское время – вспомните хотя бы рекламу билетов Спортлото или облигаций. Но, если верить нашим дедушкам и бабушкам, советская реклама и современная реклама – это две большие разницы.
Итак, я решила узнать, что думают о рекламе мои ровесники, предложив им поучаствовать в моём авторском опросе.
Смотрите, что получилось.
Результаты опроса
Как относятся подростки к рекламе?
Доверяют ли подростки рекламе?
Какая реклама вызывает у подростков положительную реакцию?
А какая реклама вызывает раздражение?
Если внимательно посмотреть на эти рисунки, можно отметить неоднозначный характер, и вовсе не отрицательный. Безусловно, реклама влияет на подростков и играет серьёзную роль в формировании их потребительских предпочтений, знаю это по себе. Однако подростки относятся к ней критически. Отдельно хочу отметить рисунок о предпочтениях в рекламе. Очень приятно, что больше всего процентов у рекламы о корме для животных. Мне кажется, это говорит о том, как мы, подростки, любим животных.
И в заключение об уловках маркетологов
Реклама в наше время, действительно, неотъемлемая часть любого товара. Каждый маркетолог хочет создать рекламу, которая привлечёт покупателя и повысит спрос. Создать хорошую рекламу не так просто. Важно за короткий промежуток времени запомниться покупателю лозунгом, съёмкой или музыкой. Надо отложить у потенциального клиента ассоциацию с продаваемым товаром или услугами. Сделать так, чтобы именно вашу рекламу человек захотел «купить».
В первую очередь реклама влияет на человека психологически, а значит, большинство маркетологов использует метод убеждения. Но в любом методе есть свои минусы, и минус этого метода в том, что он действует только тогда, когда потребитель заинтересован в товаре или услугах.
А что делают маркетологи, когда видят, что человек не заинтересован в товаре?
Ответ на этот вопрос можно дать отрывком из фильма «Волк с Уолл стрит»:
– Продай мне эту ручку, прямо здесь, ты же можешь продать что угодно, так? Вперед, продай мне ручку.
– Могу я сначала доесть?
– Брэд, покажи им как это делать. Давай. Продай мне эту ручку.
– Смотрите. Вперед. Хочешь, чтобы я продал эту ручку?
– Вот этот мой парень продаст что угодно.
– Это ручка. Хорошо, сделай мне одолжение, почему бы тебе не написать свое имя на этой салфетке для меня?
– У меня нет ручки.
– Именно. Спрос рождает предложение, друг мой. То, что он сказал, это создание насущных потребностей, чтобы заставить людей покупать эту всё. Мы сделаем им то, что им нужно, понимаешь?
Маркетологи будут все больше создавать для нас насущные потребности. И нам, видимо, придётся воспользоваться их услугами или товаром.
А есть ли у рекламы положительная сторона?
У меня остался один вопрос, – в чём положительная сторона рекламы? Его я задала эксперту, доктору психологических наук, профессору МГПУ и МГППУ Владимиру Кудрявцеву.
Создание рекламных продуктов придает творческий характер общению ее создателя с целевой аудиторией. Во-первых, целевая аудитория не всегда явна и ее лишь предстоит определить. Во-вторых, иногда она просто еще не сложилась, и ее необходимо «создать» заново. Подобные ситуации характерны не только для продвижения товаров и услуг средствами рекламы, а вплетены в различные формы жизни людей (искусство, публичные выступления, повседневные контакты и др.). Поэтому реклама может стать уникальной «школой общения» людей, где основным способом «обучения» является творчество.
Здесь могут возникать своеобразные «продуктивные» риски. И «стопроцентное» попадание в целевую аудиторию – не самоцель.
Так, по данным маркетологов, рекламные продукты порой бывают настолько яркими и самобытными, что засвечивают ценность рекламируемого, потребление которого не возрастает. Но опытные рекламодатели этого и не ожидают: они понимают, что качественная реклама удерживает в поле общественного внимания производимое ими, а самое главное – само ее наличие повышает престиж производителя.
Современная реклама становится не столько средством продвижения товара, сколько инструментом PR.
В памяти людей надолго сохраняются «легендарные» рекламы. Например, о продуктах, которые рекламировал актер Александр Семчев 20 лет назад и теперь вспоминают в связи с созданными им образами. Зато именно благодаря рекламе зритель узнал этого талантливого актера, его начали активно снимать в кино, он стал получать главные роли на сцене МХАТа, чего вполне заслужил. Но при этом все помнят о его «рекламных» дебютах.