С 1 сентября 2022 года шесть пилотных территорий РФ при поддержке правительства переходят на новую систему оплаты труда учителей. Эксперимент призван не только повысить зарплату педагогов, но и снизить дифференциацию заработных плат между регионами. Этот показатель колеблется от 22–24 до 100–120 тысяч рублей (данные Росстата за 2020 год). Интересные выводы были сделаны на экспертном семинаре Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, который состоялся 18 марта.
Номинально и реально
В большинстве субъектов РФ номинальная (начисленная) зарплата учителей составляет 30–39 тысяч рублей, и только в трех она достигает максимальных 100–120 тысяч. Это Москва, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Если сопоставлять со средней зарплатой учителей по России (42,7 тысячи рублей), то педагоги в 22 субъектах получают больше этого значения и в 63 – меньше. Среднее отклонение от значения по Российской Федерации составляет 14 тысяч рублей. Как пояснил старший научный сотрудник Алексей Тищенко, если бы все получали одинаково, то отклонение было бы нулевым.
Если говорить о распределении учительских зарплат по экономике регионов, то есть в сравнении с организациями других отраслей, то среднее отклонение еще больше – 17 тысяч рублей, и всего в 18 регионах средняя зарплата учителей больше, чем в среднем по РФ (51,3 тысячи рублей).
Кроме того, специалисты РАНХиГС посчитали заработную плату учителей с учётом прожиточного минимума трудоспособного населения в каждом регионе, и выяснилось, что реальная зарплата где-то выше, а где-то ниже номинальной. Например, в Москве с учётом прожиточного минимума (20 188 рублей на 2020 год) реальная заработная плата учителя составляет около 71 тысячи рублей (номинальная – 117 тысяч). Аналогичная картина и в других регионах с высокой зарплатой учителей, размер которой обусловлен высокой стоимостью жизни.
Например, в Магаданской области средняя номинальная зарплата педагогов составляет 89,2 тысячи рублей, а реальная – 50 тысяч, в Ямало-Ненецком автономном округе аналогичные показатели – 104 тысячи и 74 тысячи, в Сахалинской области – 94 тысяч и 68 тысяч.
На другом полюсе – 10 регионов с низкой заработной платой, где реальная зарплата учителей выше номинальной. В их числе Республика Адыгея, где номинальная зарплата – 28,3 тысячи рублей, а реальная, с учетом прожиточного минимума – 33,4 тысячи, и Чувашская Республика – 29,2 тысячи и 35 тысяч соответственно.
Таким образом, учёт прожиточного минимума позволяет несколько сократить различия в оплате труда педагогов до среднего значения – 8,6 тысячи рублей, что почти вдвое ниже среднего отклонения по номинальным зарплатам в 14 тысяч рублей.
Также при оценке заработных плат ученые РАНХиГС принимали во внимание и педагогическую нагрузку. В целом учёт этого фактора дифференциацию между регионами не сокращает, и разница в оплате труда педагогов остается на достаточно высоком уровне, составляя 15 тысяч рублей.
По мнению директора Центра статистики и мониторинга образования Федерального института развития образования РАНХиГС Марка Аграновича, номинальную зарплату учителей сравнивать вообще неправильно, поскольку покупательная способность рубля разная, и на 1 рубль в Тамбовской области можно приобрести больше товаров и услуг, чем в Магаданской. Также различна и структура потребления в разных регионах: например, в Москве подорожание сахара меньше влияет на общий уровень расходов, поскольку доля затрат на продукты в столице меньше по сравнению с дотационными регионами, но зато более существенны затраты на транспорт, различные платные услуги и так далее. Поэтому в мире существует более точный подход, при котором сравнение зарплат происходит по паритету покупательной способности, ежегодно рассчитываемом Всемирным банком для валют большинства стран.
Штатники и совместители, «государственники» и частники
Далее ученые рассмотрели различия в оплате труда педагогов, работающих в штате, и совместителей.
Как оказалось, заработная плата штатников почти в два раза больше, чем заработная плата учителей-совместителей (43 тысячи против 22,3 тысячи). Такие различия объясняются тем, что в основе расчетов – учет рабочего времени, а штатные сотрудники, как известно, загружены больше совместителей не только учебной, но и административной деятельностью. Но вывод исследователей в данном случае однозначен: привлекая совместителей, школы экономят фонд оплаты труда примерно на 20% в среднем по России.
Однако есть исключения из этого правила: например, разница в оплате труда штатников и совместителей в Тамбовской, Саратовской областях, Республике Северная Осетия (Алания) не так существенна – очевидно, по причине низких зарплат в этих регионах.
Есть дифференциация и в зарплатах учителей, работающих в государственных (муниципальных) и частных школах.
Всего в 11 регионах заработная плата в частных школах больше, чем в государственных учреждениях. Во всех остальных регионах, где есть частные школы, зарплата учителей меньше.
К их числу относятся регионы с высоким уровнем оплаты труда педагогов в государственных (муниципальных) школах: Москва (77 тысяч рублей получают учителя в частных школах против 117,7 тысячи в государственных), Санкт-Петербург (40 тысяч против 62 тысяч), Мурманская область (25 тысяч против 59 тысяч), Ямало-Ненецкий автономный округ (73 тысячи против 104 тысяч). В этих случаях стимулом для перехода учителей в негосударственные школы становятся меньшая нагрузка и более комфортные условия труда. Ученые также не исключают, что «частники» получают частично «серую» зарплату.
Кроме того, учителя частных школ в некоторых дотационных регионах (таких как Брянская область, Республика Хакасия) тоже получают меньше «государственников», поскольку уровень платежеспособности населения в этих субъектах РФ достаточно низок.
Таким образом, если учитель решит уйти из государственной в частную школу, то он на этом сильно не выиграет.
Кадры решают все
По итогам социологических опросов учителей было отмечено, что, чем меньше зарплата, тем больше желающих сменить сферу деятельности, но это не так легко сделать, поскольку учителям трудно найти достойную работу вне школы.
Директора школ, которых опрашивали социологи, оценили кадровую ситуацию как непростую, но в целом стабильную, особенно в школах, расположенных в крупных
городах или районах. При возникновении кадровой проблемы директора вынуждены решать ее разными способами, в том числе привлекая к работе совместителей или за счет повышения учебной нагрузки учителей, доводя ее даже до максимального значения.
Наибольший дефицит кадров отмечается в сельских школах, где директора готовы взять на работу любого учителя, как молодого специалиста, так и педагога с большим стажем работы.
По мнению школьных управленцев, дефицит педагогов обусловлен уходом на пенсию учителей старшего возраста и нежеланием молодых специалистов работать в школе.
С каждым годом привлекать начинающих педагогов становится все труднее, поэтому нередки случаи, когда в школах трудятся педагоги в возрасте 70 лет и выше.
По мнению экспертов, если ситуация с заработной платой не изменится, то по большому счёту обновления и восполнения кадров не будет.
Как считает Марк Агранович, межрегиональная дифференциация в оплате труда учителей приводит к миграции учителей из бедных регионов и нехватке кадров в них, а в богатых, где концентрируется много педагогов – к конкуренции и повышению качества образования. То есть одни оказываются в ущемленном положении по сравнению с другими, обладающими большими ресурсами.
В поисках оптимальных решений
Но, как отметил эксперт, это не только российская проблема, она характерна и для других стран. Правда, особая ситуация сложилась во Франции, где все учителя получают одинаковую зарплату, что стимулирует их переезжать в сельские районы с более низкими ценами. Так, за счет экономии удается накопить дополнительные средства. Парижские учителя, наоборот, вынуждены искать дополнительные подработки, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни в дорогом столичном городе.
Как отметила директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко, равные зарплаты французских педагогов обеспечиваются за счет наличия у них статуса госслужащих.
Там, где нет привязки к такому статусу, например в США, дифференциация очень существенная.
Статус госслужащих для российских учителей в свое время активно обсуждался, однако это нововведение так и осталось на уровне замыслов и предложений.
Как один из способов решения проблемы неравенства в оплате труда участники дискуссии обсудили подход, при котором зарплату педагога сравнивают не со средней по экономике региона, а со средней у людей с тем же уровнем образования.
Однако, как справедливо заметила замдиректора по науке ЦЭНО РАНХиГС Елена Полушкина, почти половина воспитателей дошкольных организаций в Чукотском автономном округе имеет среднее профессиональное образование, в отличие от центральных регионов, где до 80% учителей – обладатели вузовских дипломов. И это обстоятельство затруднит расчеты.
Иными словами, четкого понимания об оптимальной модели оплаты труда учителей по принципу «всем поровну за одинаковый труд» у специалистов пока нет. Остается надежда на эксперимент в шести пилотных регионах, который планируется провести с 1 сентября текущего года.