На федеральном портале нормативных правовых актов проходит общественное обсуждение нового проекта профстандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования), который планируется ввести в действие с 1 сентября 2022 года. Оставить свое мнение о проекте можно было до 14 февраля.
Это новая версия профстандарта, самая первая была утверждена Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н по специальности «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Ключевое отличие двух этих версий заключается в том, что в 2013 году был разработан общий стандарт для учителя и воспитателя дошкольного образования, в то время как новая предлагаемая версия описывает только функционал учителя.
В период после 2013 года шла активная работа по созданию профстандартов для различных специальностей в сфере образования, включая педагога-психолога, тьютора, педагога-библиотекаря, укрупненной группы специальностей в области воспитания, мастеров производственного обучения и руководителей образовательных организаций – от детского сада до вуза.
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Этот документ пришел на смену морально устаревшим квалификационным справочникам и должностным инструкциям.
Профессиональные стандарты применяются с различными целями, в том числе работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом; при организации обучения и аттестации работников и разработке должностных инструкций; присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
В число разработчиков нового документа вошли пять организаций: Московский городской педагогический университет, школа № 109 (г. Москва), Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.
Мы спросили представителей этих организаций, в чем заключаются отличия нового варианта профстандарта от предыдущего? И почему было принято решение о внесении изменений в этот документ?