История учительницы гимназии № 168 г. Санкт-Петербурга Серафимы Сапрыкиной еще на прошлой неделе стала одной из главных тем, обсуждаемых в интернете и в СМИ. В стороне не остались ни министр просвещения Сергей Кравцов, ни вице-губернатор северной столицы Ирина Потехина, ни даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Суть конфликта, по версии самой Серафимы, работавшей в гимназии педагогом-организатором и на четверть ставки библиотекарем, заключается в том, что в декабре минувшего года ее уволили за то, что на уроке внеклассного чтения в 10-м классе она рассказала детям о творчестве поэтов Даниила Хармса и Александра Введенского. Оба автора были членами философско-поэтического кружка ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). После урока директор гимназии Светлана Лебедева на общем собрании жестко отчитала при всех молодую учительницу за то, что та посмела рассказать детям о «врагах народа» и «пособниках фашизма». При этом в своих интервью Серафима Сапрыкина признавалась, что она не раскрывала на уроке подробности трагических судеб обэриутов, которые действительно были репрессированы и погибли кто в тюрьме, кто на этапе.
По версии директрисы гимназии, она «совершенно не против этих поэтов, можно говорить о любой литературе», она сама любит стихи Хармса и читает их своим внукам, а главная претензия к Серафиме Олеговне заключается в том, что та самостоятельно, без согласования, поменяла учебный план.
Со своей стороны Серафима Сапрыкина заявила, что в школе она ничего не делала без спроса, в том числе урок по обэриутам был согласован с завучем школы, которая, кстати, на общем собрании предпочла промолчать и не выступила в защиту молодого педагога.
Ситуация в петербургской гимназии высветила сразу несколько проблем: конфликт поколений (героиня истории – молодой учитель, директор школы – пожилой человек); опасные тенденции в образовании последних лет (единообразие, тотальный контроль); не менее опасные тенденции в общественной жизни, состоящие в оправдании сталинских репрессий.
«Ситуация гнусная и позорная, к сожалению, может стать типичной. То, что 80-летняя директриса уволила учительницу, которая старшеклассникам читала Хармса и Введенского, поскольку они “враги” и “правильно их уничтожили”, это полный позор, это полная педагогическая деменция», – заявил академик РАО, Заслуженный учитель РФ, директор московской школы № 109 Евгений Ямбург.
Есть и еще одна проблема, связанная с этой резонансной историей – правовая сторона вопроса. Серафиму Сапрыкину принудили уволиться по собственному желанию, пригрозив, что, если она этого не сделает, ее уволят по статье «в связи с утратой доверия». По мнению депутата Госдумы Олега Смолина, это увольнение было незаконным, и учительница может восстановиться на работе. Правда, сама она уже не намерена продолжать педагогическую деятельность, ссылаясь на нездоровую школьную атмосферу.
«Я не хотела дышать этим воздухом», – отмечает она.
Мы попросили экспертов прокомментировать это событие, ответив на вопрос: как история Серафимы Сапрыкиной отражает общую ситуацию в стране, в обществе, в образовании?