Завтра дети напишут итоговое сочинение. Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов его тем: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.
В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами. В эфире онлайн-программы «Образовательная среда» было рассказано об изменениях, связанных с итоговым сочинением 2022/23 учебного года.
Открытый банк текстов для итогового изложения размещен в открытом доступе на сайте ФИПИ. Это решение принято в целях в целях развития устной и письменной речи учеников и создания благоприятных условий для повышения эффективности подготовки к итоговому изложению.
В соответствии с информационным письмом Рособрнадзора от 24.10.2022 г. № 04-408 с 2022/23 учебного года итоговое изложение будет проводиться с использованием текстов из Банка изложений без изменения процедуры направления текстов для изложений в субъекты Российской Федерации.
На сайте ФИПИ размещена структура закрытого банка, с которой учащимся непременно надо познакомиться. Структура банка имеет три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». Они охватывают практически все основные области жизни человека: внутренний мир, общество (социальные связи разного уровня) и внешний мир (природа, культура, наука, Вселенная), то есть все то, о чем необходимо задумываться зрелой личности и иметь собственное суждение.
Банк изложений содержит более 300 текстов, разработанных в 2014–2022 годах и распределенных по трем разделам:
Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).
Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).
Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).
Выбор темы итогового сочинения
Подробно о выборе темы написали на Меле. Выпускнику необходимо внимательно осмыслить тему сочинения и выбрать то, что ему максимально понятно и не вызывает затруднений с подбором примера (примеров) из художественных произведений.
Формулировка темы может быть в виде прямого вопроса: «Что вы вкладываете в понятие „счастье“?», «В чем может проявляться любовь к Отечеству?», «Чему человек может научиться у природы?» В вопросной формулировке выпускнику важно ответить на прямой вопрос, раскрыть поступки: в чем, например, может проявляться любовь к Отечеству? Чему человек может научиться у природы? Как можно раскрыть понятие «счастье», каковы его составляющие?
Следующий шаг – подбор литературного материала, который сможет стать доказательной базой и ярко проиллюстрировать выдвигаемый тезис. Например, в чем проявилась любовь к Отечеству у князя Святослава или Ярославны в «Слове о полку Игореве»? Какой эпизод произведения наиболее ярко выражает любовь каждого из них к Отечеству? Как проявляется любовь к Отечеству у героев романа-эпопеи «Война и мир» Толстого: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи и Пети Ростовых?
Формулировка темы также возможна в виде дискуссионного вопроса, например: «Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?» Дискуссионный вопрос предполагает выбор одного из двух мнений. Выпускнику сначала предстоит ответить на вопрос «Способно или не способно?». Очевидно, что данная формулировка предполагает, что выпускник может поделиться своим личным опытом от встречи с прекрасным.
Вместе с тем есть и художественные произведения, где писатели воплощают в своих героях катарсическое (от греч. слова «катарсис» – «очищение») переживание, вызванное книгой, музыкальным произведением, спектаклем. Например, в романе «Преступление и наказание» евангельская история о «Воскрешении Лазаря» инициирует переворот в душе Раскольникова. В рассказе «Гранатовый браслет» Куприна музыкальное произведение «L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, No 2)» выбрано в качестве эпиграфа, то есть задает лейтмотив в развертывании сюжета. Именно эта музыка в финале рассказа передает эмоциональный накал чувств и переживаний главной героини Веры Николаевны Шеиной. Не менее интересно силу впечатлений от прочтения книг передает лирический сюжет в стихотворениях Цветаевой «Книги в красном переплете», Гумилева «Мои читатели», Высоцкого «Баллада о борьбе».
Тема может быть сформулирована в утвердительной форме: «Семейные ценности и их место в жизни человека». Данная формулировка уже содержит выдвигаемый тезис, задача обучающегося – раскрыть, что такое семейные ценности, и показать, какую роль они играют в жизни человека. Тема семейных взаимоотношений также является универсальной в литературе. В качестве литературного аргумента могут быть привлечены роман «Капитанская дочка» Пушкина и упомянутые выше «Война и мир», «Преступление и наказание» и др. В литературе XX века также звучит тема семьи: например, в «Белой гвардии» Булгакова с поэтизацией образа дома или в «Тихом Доне» Шолохова, где именно с разрушения семейных устоев начинается хаос и трагедия войны.
Полезное на сайте ФГБНУ «ФИПИ»:
- Структура закрытого банка тем итогового сочинения
- Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения
- Образец комплекта тем 2022/23 учебного года
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.