Как часто, читая произведение, нам хочется поговорить с понравившимся героем? Спросить у него что-то, может быть, даже поспорить. Когда мы читаем текст, одновременно проникаем в гущу событий, становимся участниками некого действия. И тут возникает непреодолимое желание поговорить. Изучая с девятиклассниками комедию «Горе от ума», мы решили попробовать пообщаться с любимыми героями, взяв у них обычное интервью. Результат, честно говоря, меня обескуражил. Вопросы ребят были настолько разнообразны и непредсказуемы, а некоторые ребята еще интересно обыграли и сами фразы корреспондента. А какие удивительные были подобраны ответы!
Интервью с Фамусовым (автор – Александр):
– Добрый день, господин Фамусов. Хотелось бы узнать ваше мнение о службе.
– А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
– Спасибо, а что вы думаете по поводу образования?
– Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
– Неплохо. А что вы думаете о богатстве?
– Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, –
Тот и жених.
У Александра получилось интервью, читая которое, понимаешь, что интервьюер явно общается с гостем несколько снисходительно, даже ухмыляется ответам своего гостя.
Совершенно иное интервью получилось у Ксении. Она решила побеседовать с Софьей, а интервьюер оказался невероятно настойчивым. Под конец даже показалось, что он работает в некой «желтой газетенке».
– Ах, здравствуйте, Софья. Мне так хотелось встретиться с вами.
– Я не искала вас.
Примеры мне не новы;
Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
А я, чтоб не мешать, отсюда уклоняюсь.
– Ну стойте же, Софья! Прошу прощения за дерзости свои. Прошу ответить пару слов.
– Какие низости!
Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! Как острый нож оне.
– Постойте же, всего один вопрос. Что думаете вы о Чацком?
– Ах! Этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол.
– Как вы остры в своих ответах. Но не могли б вы мне сказать, каков на самом деле он?
– Хотите ли знать истины два слова?
Малейшая в ком странность чуть видна,
Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова,
А сами вы…
– Не переводите тему на меня. Не хотите ли наладить отношения с Чацким?
– Нет. Ребячество!
– Я вижу, вы смутились от моих вопросов?
– Да хоть кого смутят
Вопросы быстрые и любопытный взгляд…
Напряженная получилась беседа с Софьей, интервьюер безуспешно пытался разговорить ее, но коммуникативная неудача посетила их.
Конечно, самым популярным собеседником оказался Александр Чацкий. С ним желал побеседовать каждый второй девятиклассник. И это совсем неудивительно, ведь в нем они находят то самое бунтарское начало, которое присуще их возрасту.
Юлия решила спросить у Чацкого:
– Чацкий, а что бы вы сказали о себе?
– Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож.
– Скажите, любите ли вы путешествовать?
– Хотел объехать целый свет,
И не объехал сотой доли.
– Как вы относитесь к работе?
– Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачиться – дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
– Нравится ли вам светское общество Москвы?
– Душа здесь у меня каким-то горем сжата,
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет! недоволен я Москвой.
– Чацкий, с каким чувством вы покидаете Москву?
– Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
У каждого получилась очень интересная история со своим героем, ребята смогли не только задать интересующие их вопросы и сложить определенную ситуацию вокруг беседы – они соединили свой жизненный и читательский опыт.