Аналитика // Новость

Лучше на 45%: в Москве апробировали программу по улучшению математических способностей у школьников


Лучше на 45%: в Москве апробировали программу по улучшению математических способностей у школьников
Иллюстрация: phonoteka.org

В Москве стартовала программа помощи школьникам, испытывающим сложности с математикой, а также детям с дискалькулией – неспособностью к изучению арифметики. Понятие мало знакомое даже педагогам и профессионалам, но проблема стара как мир. По оценке организаторов проекта – благотворительного фонда «Образование для Будущего» – сложности деления и вычитания наблюдаются примерно у 1,5 миллионов российских школьников. Но первые результаты обнадеживают: школьники, занимающиеся по адаптированной для России швейцарской программе «Калькулярис» значительно улучшили свои математические результаты. Итоги пилотного проекта представили 10 ноября в Центральном доме шахматиста им. Михаила Ботвинника при поддержке Международной федерации шахмат (ФИДЕ).

В рамках мероприятия состоялся сеанс одновременной игры детей, участвовавших в пилотной программе, с международным гроссмейстером Александром Морозевичем. Также со вступительным словом выступил Президент Международной шахматной федерации Аркадий Дворкович: он подчеркнул взаимосвязь между развитием математических навыков и шахматами.

– Занятия шахматами и математикой взаимно положительно влияют друг на друга. Шахматы помогают лучше познать математические законы, а знание этих законов помогают понять шахматные стратегии. Кроме того, игра учит уважать партнера, действовать по правилам, логически мыслить и не повторять ошибки.

Шахматы могут помочь, когда базовые математические принципы уже понятны. Для детей, у которых сложности возникают на начальном этапе обучения математике, была разработана уникальная программа «Калькулярис». Она помогает школьникам, испытывающим сложности с математикой, а также детям с дискалькулией – неспособностью к изучению арифметики, – за короткий срок 3 месяца улучшить показатели от 30% до 45%.

Пилотный запуск проекта «Калькулярис» был инициирован фондом «Образование для Будущего» и реализован благодаря Гранту Мэрии Москвы. В проекте участвовало более 250 школьников столицы, которые «прокачивали» математические способности в программе «Калькулярис» в течение полугода.

– В России дискалькулия пока мало изучена. Даже в нормативных документах этот термин употребляется редко, в отличие от западных стран, – сказала президент фонда «Образование для будущего» Анаида Шнайдер. – При том, что проблема масштабная: «математическая тревожность» присутствует у 70% российских учеников 2-7 классов. Проблемы с математикой есть не только у 3-6% детей с дискалькулией, но и у большинства других, которые испытывают страх перед математикой. Мы полгода наблюдали за ребятами, которые занимались в «Калькулярис».

Итак, дискалькулия, или неспособность к изучению и пониманию арифметических операций и неумение оперировать цифрами и числами,наблюдается у 3-6% детей.

Кажется, что цифра небольшая, но в России живет 30 млн детей, и из них 1,5 млн – с дискалькулией. А это 50 тысяч классов по 30 человек.

Дискалькулия – не диагноз, это особенность, связанная с работой головного мозга. Oна не проходит сама: ей надо уделять внимание, чтобы у ребенка не развились эмоциональные расстройства, тревожность, ведь у него не получается вычитать и складывать, как у других детей в классе.

Кроме того, дискалькулия – это не самостоятельное расстройство, у нее есть сопутствующие симптомы: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и дислексия. И зачастую она передается генетически.

– При дислексии в задней теменной доле мозга, которые как раз отвечает за логику, и в том числе за математические способности и шахматы, наблюдаются изменения: у ребенка кроме восприятия чисел может быть нарушено пространственное мышление, – пояснил исследователь нейрокогнитивных особенностей обучения и рабочей памяти, м.н.с. НИУ ВШЭ Никита Отставнов.

По итогам пилотной программы «Калькулярис» участники достигли следующих показателей: из них 75% освоили такой навык, как обработка чисел, 74% овладели сложением и вычитанием в пределах небольших чисел, делить и умножать научились 32%, складывать и вычитать числа в пределах 100 – 34% детей, а 12% овладели этими навыками с числами в пределах 1000.

Подавляющее большинство детей в результате обучения освоили более легкие навыки. Анализ результатов показал, что, чем регулярнее дети занимались, тем более сложные навыки – умножение и деление – они осваивали.

Исследователи пришли к выводу, что «Калькулярис»можно использовать как для детей с дискалькулией, так и для школьников, чтобы подтянуть математику.

«Калькулярис» – инновационная обучающая онлайн программа по математике с искусственным интеллектом и элементами мультисенсорики, разработана учеными нейробиологами, педагогами и специалистами Швейцарского университета ETH (Швейцарская высшая техническая школа Цюриха). программа поддержана множеством международных научных исследований и по оценкам экспертов, никакое другое программное обеспечение для обучения математике не получило такое тщательное расширенное научное тестирование и проверку, как «Калькулярис».


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube